На правах рекламы
Что бы такого дать почитать ребенку?
Этим вопросом задаются все хорошие родители. Особенно актуально звучит этот вопрос сейчас, когда ребенок проводит время на даче и даже не помышляет о том, чтобы открыть книгу и прочитать первый абзац.
Детские издательства ежегодно выпускают тысячи книг, и как разобраться в этом многообразии стилей, жанров и направлений, подчас совершенно непонятно.
А ведь есть еще не менее сложный вопрос возраста. Не рановато ли читать «Таинственный остров»? А будет ли десятилетке интересен «Шерлок Холмс»?
В таких вопросах хочется не гадать, а довериться авторитетным профессионалам.
Прежде всего, это мнение учительского сообщества. Не случайно в школьной программе есть внеклассное чтение. Это своего рода мостик, перекинутый из школьной в домашнюю жизнь. Главная задача внеклассного чтения – пробудить в ребенке интерес к литературному миру за пределами учебной программы, научить его вдумчивому осознанному чтению. А ведь именно оно потом пригодится ученикам во время ГИА и ЕГЭ, с их коварными вопросами и аналитическими заданиями!
Учитель формирует списки внеклассного чтения для каждого возраста, подбирая наиболее подходящие произведения отечественной и зарубежной литературы. Именно он решает, исходя из интересов и потребностей своих учеников и их уровня развития, какими произведениями дополнить школьные уроки литературы.
Зимой 2013 года Минобрнауки опубликовало список 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованных школьникам для самостоятельного прочтения. Список породил множество дискуссий, однако важно то, что он носит рекомендательный характер и будет регулярно обновляться и перерабатываться. Это своего рода The best отечественной литературы, от которого может отталкиваться и педагог, и родитель.
Альтернативные перечни рекомендованной литературы составили сами учителя в рамках всероссийского онлайн-опроса по внеклассному чтению. В этом масштабном исследовании приняли участие более 4500 учителей и родителей, ответивших на вопросы о том, что, как и почему читают современные дети в школе и дома. В списки, составленные педагогами, вошла литература, «проверенная» не одним поколением школьников. Перед вами топ-10 рекомендованных учителями книг для начальной и средней школы:
Внеклассное чтение для детей 6-10 лет
Козлов С. Г. «Трям, Здравствуйте! И другие сказки»
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени»
Носов Н. Н.«Приключения Незнайки и его друзей»
Толстой А. Н.«Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Родари Д.«Приключения Чиполлино»
Янссон Т. «Все о Муми-троллях»
Дружков Ю. М. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Осеева В. А. «Волшебное слово»
«Рассказы о войне»
Внеклассное чтение для детей 11-14 лет
Беляев А. Р. «Голова профессора Доуэля»
Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. «Время всегда хорошее»
Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное ухо»
Алексин А. Г. «Повести о дружбе и любви»
Льюис К. С.«Хроники Нарнии»
Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
Зощенко М. М., Черный С. «Несерьезные истории»
Грин А. С.«Алые паруса»
Твен М. «Приключения Тома Сойера»
Рыбаков А. Н.«Кортик»
Опытные педагоги советуют родителям обращать внимание на качество чтения, а не на количество «проглоченных» страниц. Такие показатели, как количество знаков или книг, прочитанных за месяц, не являются определяющими; пусть ребенок читает немного, зато полностью «усваивает» материал.
А как понять, что усвоил?
Наиболее важно, говорят специалисты, не просто задавать контрольные вопросы, а вовлекать детей в обсуждение книг с помощью всевозможных викторин, игр, презентаций по мотивам прочитанного; «закреплять эффект» посещением театральных постановок, экранизаций, экскурсий в литературный музей и на выставки книжной иллюстрации. Другими словами – погружайте ребенка в литературный мир с головой, и он обязательно будет читать с удовольствием!
Однако все творческие усилия учителя пройдут впустую, если у ребенка нет практики чтения домашнего. Любовь к книгам зарождается в семье, которая чаще всего и становится катализатором литературных увлечений ребенка. Это ярко демонстрируют результаты опроса. Педагоги и родители едины во многих вопросах, касающихся внеклассного и домашнего чтения. Вопреки классической установке, большинство считает, что ребенка нельзя заставлять читать. Его необходимо мягко побуждать и мотивировать, прежде всего, личным примером.
Хотите, чтобы ребенок начал читать? Читайте сами и, самое главное, читайте вслух!
По мнению 80% учителей и 68% родителей, читать вслух необходимо и полезно детям любого возраста: и малышам, и младшешкольникам, и подросткам.
И не отчаивайтесь, если ребенок не берется за книгу ни при каких обстоятельствах.
С такой проблемой сталкиваются многие родители: только 15% из числа участников опроса отмечают, что их дети читают много, не по программе и без напоминания.
И лишь 44% утверждают, что во время каникул дети читают больше книг.
Специалисты в ответ рекомендуют встраивать чтение в ежедневный распорядок дня, например, выделять время на чтение перед сном. Именно регулярное чтение является залогом успеха.
Вместе с тем опрос показал, что большинство школьников укладывается в рекомендованное педагогами количество часов, предназначенных для чтения. Младшие школьники должны в уделять самостоятельному чтению в среднем 3-4 часа в неделю, а старшие – не менее 5-6 часов.
Важным практическим итогом опроса стало формирование списков для внеклассного чтения по возрастам. Онлайн-опрос обобщил опыт не только учителей, но и родителей, которые тоже рекомендуют лучшие книги для чтения с детьми.
Книги для самостоятельного чтения детьми 6-10 лет
Экхольм Я. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
Вестли А. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
Шмидт А. Ш. «Мурли»
Раскатов М. Е. «Пропавшая буква»
Лобе М. «Бабушка на яблоне»
Волков А. «Открой книгу!/Волшебник Изумрудного города»
Линдгрен А. «Пеппи Длинный чулок»
Петрановская Л. В.«Что делать, если...»
Бунтман Е., Эйдельман Т. «Бородинская битва. 1812»
Книги для самостоятельного чтения детьми 11-14 лет
Барановский М. А. «Я воспитываю папу»
Джонс Д. У. «Ходячий замок»
Толкин Д. Р. Р. «Хоббит. Властелин колец»
Верн Ж. «Вокруг света в восемьдесят дней»
Дойл А. К. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»
Парр М. «Вафельное сердце»
Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. «Я хочу в школу!»
Хокинг С., Хокинг Л., Гальфар К. «Джордж и тайны вселенной»
Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
Брагин М. Г. «В грозную пору»
Списки книг для внеклассного чтения станут отличным подспорьем как для педагогов, которые следят за актуальностью своих рекомендаций, так и для родителей, которые теперь могут изучить, что же пользуется особой популярностью у детей того или иного возраста.
Полностью рекомендованные списки и сам отчет вы можете посмотреть здесь.