Например, вы хотите, чтобы ваш ребенок рос свободным и независимым и вы его воспитываете по японским традициям «До трех лет дозволяется все». Это тоже правило, правило вседозволенности.
Если вы правила не устанавливайте, их установит кто-то другой. Например, ваш ребенок.
Если вы не приучили ненаглядное чадо застилать за собой кровать и убирать игрушки, то для него будет правилом беспорядок в детской. Это будет его норма.
Поэтому стоит подумать, как строить жизнь с детьми: либо вы диктуете правила, либо они.
Малыш, даже несмотря на свой «крошечный» возраст, быстро все просекает. Если с утра покапризничать и пожаловаться маме, что вот тут болит и ручку положить на лобик, то мама, скорее всего, пожалеет и в садик не поведет. И для крохи станет правилом: покапризничал – остался дома.
Правила – это наша палочка-выручалочка. Они облегчают нашу жизнь и наполняют ее смыслом.
Что такое правило? В упрощённом варианте, это то, что повторяется изо дня в день. Если мама будит ребенка каждое утро по нескольку раз, а ребенок продолжает валяться в кровати, то для ребенка становится нормой, правилом «не слушаться маму с первого раза». И когда подойдет к нему папа, сдернет с кровати одеяло и будет стоять «над душой» в ожидании, когда ребенок встанет, то для ребенка это будет нарушение привычных для него правил, стереотипов. Для него это станет стрессовой ситуацией. Поэтому, следует сразу, вводя какое-то новое обдуманное и обоснованное правило, сразу же добиваться конкретного результата. Если будите ребенка, то будите так, чтобы он встал.
Любые правила, если они кому-то непонятны, нужно обосновывать, пояснять, чем они вызваны, чем мотивированы.
Когда ребенок понимает «зачем и почему», ему легче согласиться с нашими требованиями. Он понимает смысл действия. Зная правила, он осознает, что от него ждут. Сам знает, когда нарушил правило, когда виноват.
Ребенку нужна определенность. Тогда мир становится в его глазах понятным.
Есть правила, которые формулируются только взрослыми. Они касаются уклада в семье, распорядка дня, безопасности, культуры поведения. Есть правила, которые можно обсуждать с детьми: когда разрешается смотреть телевизор, есть мороженое, кого из детей пригласить в гости…
Есть правила, которые можно варьировать. Например, нельзя одному гулять в городе, а на даче, на детской площадке можно, нельзя в мяч играть дома, а на улице можно…
Правила - это устав семьи. А устав нужен для того, чтобы облегчить жизнь всем живущим под одной крышей. И насколько он будет продуманней, настолько легче и комфортней будет всем.
А что делать, когда устав – правила не соблюдаются? Прежде всего – разъяснительная работа, затем правила - санкции.
Можно подумать, что за жизнь, одни правила?
Но эти правила устанавливаем мы сами, мы являемся их учредителями, мы сами их придумываем. Это же так здорово – жить по своим законам! Получается государство в государстве.
Если мы придумали сами правила, то почему же нам (ну, крайне редко, редко…) их не отменить?! Сила правил в их устойчивости - и одновременно в способности меняться, И вместо полезного творога не съесть пирожное, вместо того, чтобы почитать умную книжку не завалиться с детьми на диван с комиксом в руках? Все в наших руках.
Правила могут быть самыми разными, не обязательно что-либо ограничивающими, но и, напротив, самыми позитивными. Почему бы не взять за правило читать ребенку книжку на ночь, кататься всей семьей по вечерам на велосипеде, по выходным выбираться за город, в зоопарк или музей?
Вначале правила живут только потому, что о них помнят родители. Со временем правила живут, потому что к ним уже привыкли дети.
Фото - фотобанк Лори