В наше время произошла подмена понятия «гуманитарий». Из человека, имеющего склонность к гуманитарным наукам, он превратился в человека, не имеющего способностей к наукам точным. Хуже другое: определив себя как «гуманитария», наши дети прощают себе неуспехи математике, физике и химии. Будут ли они при этом успешны в истории, языкознании, антропологии, психологии – большой вопрос.

Математик или гуманитарий?

Мнение №1

Где математика - там ум


Технари во всем опережают гуманитариев. Гуманитарные науки простые, и даже я бы сказала - примитивные. А техническая специальность - это настоящий спортзал для мозгов. Человек, который закончил матфак, может распоряжаться своими мозгами так, как захочет. Он может стать программистом, дизайнером, системным администратором, пойти в логистику, в творчество, писать сценарии - в общем, он может практически все. Поэтому среднестатистический технарь всегда будет на шаг впереди среднестатистического гуманитария. И даже выучившись на программиста в Златоустовском отделении ЮуРГУ, вы дадите фору выпускнику МГУ по специальности «журналистика» в плане живости и красоты написанных статей. Девочки-филологи рады работе в магазинах компании МТС, а выпускник технического вуза сразу получает хорошую работу с отличной зарплатой. Потому что где математика - там ум.

Мнение №2

Всезнайки не нужны


Человек гуманитарно образованный — это не участник телевикторины, бодро сыплющий цитатами из классиков. Нам нужны не всезнайки, потому что все знает Интернет. Но счетоводы и лавочники нам тоже не нужны. Мы обязаны понять роль эпохи Возрождения и искусственно подтолкнуть создание эпохи Возрождения в наше время. Если мы начнем усиленно готовить людей, не способных воспринимать и транслировать эмоции, впечатления, чувственные, не поддающиеся примитивному анализу сюжеты, то рискуем попасть в очень сложную ситуацию. Мы попросту столкнемся с полной гуманитарной катастрофой. К тому же технари чаще всего еще и жуткие материалисты, что не дает им оценить вклад гуманитариев в копилку человечества, так как вклад гуманитариев не материален. Но именно гуманитарный взгляд позволяет хорошо делать железки и развивать технологии.

Чему учат в школе


Современная российская школа является прямой наследницей советской трудовой политехнической школы с ее направленностью на создание профессиональных рук для индустриализации. Параллелей с семилетним всеобучем находится гораздо больше, чем с царской классической гимназией, где латынь, греческий, риторика и Закон Божий. Именно поэтому в наших школах, как правило, преподавание естественно-научного цикла дисциплин поставлено на порядок лучше, чем каких-нибудь истории, литературы или МХК. К тому же порядка 80 % людей изначально являются левополушарными правшами и от природы больше склонны к аналитическому и логическому знанию, а не к образному и чувственному.

Есть другая проблема: в средних школах до обидного мало увлеченных и могущих увлечь своим предметом учителей литературы или истории. Читать книги, обсуждать их? Какая скука! Есть ведь сайты с изложением краткого содержания, «Преступление и наказание» на двух страницах – крутая вещь! Написать эссе на тему «Мои мысли о семье Болконских» - кого интересуют мои мысли? Не приставайте с чушью! В общем-то, учителя предметов гуманитарного цикла сами сдались. Когда у тебя два урока истории или литературы в неделю, сложно преподавать так, чтобы «цепляло», чтобы детям хотелось узнавать больше, копать глубже. Чтобы гуманитарий вырос, ему нужны собеседники. С помощью тестов и фронтальных опросов чуда не произойдет. Классно-урочная система не годится для подготовки гуманитариев, зато в изобилии поставляет абитуриентов с катастрофическим уровнем общей культуры. В вузах тоже все печально: «Дети, которые поступают к нам на филфак, на 1-м курсе делают в диктанте в среднем 25 ошибок, - рассказал ректор педагогического вуза. - Когда мы их выпускаем, они делают 3-7 ошибок. Таким образом, к нам поступают абсолютно безграмотные, мы выпускаем полуграмотных, и они, становясь школьными учителями, готовят для нас новое поколение абсолютно безграмотных студентов».

«Математика – не моя фишка»


Парадокс же заключается в том, что довольно много школьников (преимущественно школьниц) со слабой «тройкой» по математике объявляют себя гуманитариями. Конечно, «гуманитарий» - звучит куда благороднее, чем тупица. И кто-то из технарей-острословов изобрел расшифровку аббревиатуры ГСМ – гуманитарный склад мозгов. И этот «диагноз» характеризует своего носителя не лучшим образом. Возможно, этим людям не повезло с учителем, потому что не понимать школьную математику и быть полным дубом в физике могут только люди с ограниченными интеллектуальными способностями, не способные перерабатывать информацию и мыслить, как логически, так и образно.

К общему падению ценности интеллекта и эрудиции прикладывают руку «лидеры мнения» - многие «звезды» в интервью признаются в том, что математика и физика – не их «коньки». Но как раз в их случае все более-менее понятно: будучи увлеченными в своей музыкальной, артистической, творческой сфере, они, чаще всего, абсолютно некультурно забивают на уроки, не являющиеся центром их интересов. Однако забить-то можно, а что дальше? Ведь если у тебя не талант, который пробьет дорогу, то удел псевдо-гуманитариев, идущих по пути наименьшего сопротивления, весьма печален: средненькие вузики, паршивенькие работки. Хотя для женщины это все опять-таки не так фатально: всегда можно выйти замуж, родить детей и совершенствоваться в выпекании пирогов.

Уравнения против «Войны и мира»


Нельзя ставить вопрос так: что важнее - читать книги или решать уравнения? В очень ограниченных областях деятельности востребованы исключительно технические или гуманитарные знания и навыки. Что касается математики, физики, всех точных предметов, идеи эстетики проявлены и в них — причем очень ярко! Ведь что такое гармония в музыке? Не что иное, как математические задачи. Что такое физика? Это и акустика, связанная с музыкой, и золотые сечения, и ускорение свободного падения. Гуманитарное, творческое и логическое, математическое — суть ветви одного дерева. Прекрасная иллюстрация – слова авиаконструктора Туполева: «Этот самолет не красивый, он не полетит».

Посмотрите на физиков теоретиков – они всегда тянулись к живописи, музыке, литературе – то есть высокой культуре. У них в этом есть потребность. Для того чтобы их мир выстраивался как целостный, для того, чтобы они могли решать свои проблемы, они ходят в консерваторию, на выставки, интересуются, коллекционируют. Знаменитый лекторий в Политехническом музее – физики взахлеб слушали Лосева и Лотмана. Технарь с неразвитой эмоциональной сферой никогда не создаст удобный для пользователя сайт и не построит город, в котором удобно и приятно жить. Можно не быть гуманитарием, но гуманитарно образованным человеком.

И все-таки математика


Но статья эта написана не для того, чтобы всех примирить. Да, сверхзадача – стать «человеком эпохи Возрождения», однако в условиях, когда нам навязывают раннюю специализацию в школах, приходится определяться и выбирать. И выбирать нужно математику.

Потому что:

1. Мы знаем массу примеров того, как человек с техническим образованием стал выдающимся режиссером, актером, писателем, философом, журналистом. И нет параллельных примеров того, как филолог или даже юрист стал инженером.

2. В математических классах, как правило, собираются более умные дети. В гуманитарные уходят псевдо-гуманитарии, в принципе обделенные способностью познавать и учиться.

3. Для обучения гуманитария нужна другая школа – по типу Афинской Академии времен Сократа. Эта задача может быть решена сейчас с помощью внешкольных занятий и бешеного самообразования под руководством мудрых наставников. Далее – вуз выше среднего уровня. Но здесь включается экономический аспект: поступить на бюджетное отделение приличного вуза из числа «старых брендов», разобравшись с математикой и физикой, значительно проще, чем на посредственный гумфак.

Что делать?


Если вы себя определили как гуманитария, сделайте усилие – поинтересуйтесь, чем занимаются люди в той сфере гуманитарного знания, которая представляет для вас интерес.

Практически во всех гуманитарных науках обильно присутствует либо сама математика, либо принципы математического мышления. На философских факультетах на первом курсе сдается отсеивающий экзамен по математической логике – с формулами. Антропологи только и делают, что систематизируют и классифицируют все эти межплеменные культурные отличия. Историческая наука давно перестала быть описательной, а наиболее перспективные направления связаны с количественными методами в исторических исследованиях и прочей историометрией. Вступительный экзамен по математике на психологических факультетах отменен, но если вы полагаете, что учеба на психолога состоит из чтения гороскопов с характеристиками знаков Зодиака, то сильно заблуждаетесь. Прикладная лингвистика, хотя и существует часто в рамках филфаков, гуманитарной дисциплиной не является. К тому же информационные технологии (а это технарство почти в чистом виде) переворачивают нашу жизнь и заставляют думать по-новому каждые пять лет.

Кстати, уважаемый гуманитарий, как у вас с компьютером? Вас можно назвать компетентным пользователем? С прокачкой персонажей в стратегиях проблем не возникает? Очень хорошо! Тогда «гейм овер», открывайте задачник. И ботайте математику.