ГОСТ — это не про фасон и модель: почему качество ткани в новой школьной форме важно для здоровья ребенка
- 18:00 9 августа
- Дарья Николаева

С 3 сентября 2025 года в России вступает в силу новый ГОСТ на школьную форму, который вызвал множество обсуждений в обществе.
Депутат Госдумы Татьяна Буцкая пояснила, что этот стандарт ориентирован не на фасон или дизайн одежды, а на качество ткани и безопасность для здоровья детей. Разбираемся, почему именно ГОСТ станет главным гарантом полезности школьной формы и как он защитит ребёнка от неудобств и болезней.
ГОСТ — стандарт качества ткани, а не моды
Часто школьную форму путают с конкретным фасоном или стилем, но новый ГОСТ регулирует именно материалы, из которых она изготовлена. По словам Татьяны Буцкой, сейчас на рынке 70% школьной формы не соответствует ГОСТу и содержит значительное количество синтетики, даже если снаружи на ярлыках указано , что это шерсть или натуральные материалы.
Дело в том, что кожа ребёнка «дышит» и также, как лёгкие, требует доступа воздуха. Если ткань в форме плохо пропускает воздух или содержит опасные химические волокна, ребёнок целый день будет находиться в условиях своего рода «кислородного голодания» на коже. Это способствует переохлаждению, раздражениям, аллергиям и повышает уязвимость к простудным заболеваниям.
Также некачественные материалы легко впитывают пыль и микроорганизмы, ухудшая гигиеничность одежды.
Что конкретно регламентирует ГОСТ для школьной формы?
В утверждённом с сентября 2025 года ГОСТе (Росстандарт Р 71582-2024) содержатся чёткие требования к тканям для изготовления школьной формы:
-
Дышащие материалы, обеспечивающие максимальную воздухопроницаемость и отвода влаги;
-
Гипоаллергенность — отсутствие вредных химикатов и красителей, которые могут вызвать раздражения;
-
Безопасность подкладочных тканей и фурнитуры без острых краёв, которые не травмируют ребёнка;
-
Экологическая чистота и износостойкость, чтобы форма сохраняла качество при длительном использовании и стирках;
-
Соответствие размерным стандартам, учитывающим особенности детской фигуры.
Это позволит родителям быть уверенными, что приобретённые вещи не навредят здоровью детей, а школы смогут контролировать качество форменной одежды, отбраковывая небезопасные образцы.
Кто определяет фасон и цвет формы?
ГОСТ не регулирует дизайн и фасон школьной формы — за этим остаётся право каждой школы. Школы совместно с родителями и учениками смогут выбирать, как будет выглядеть форма — от классических моделей до современных и креативных решений, включая элементы с символикой учреждения.
Так, выбор фасона остаётся гибким, а ответственность за качество и безопасность материала ляжет на производителей и контрольные органы, что должно повысить уровень предлагаемой продукции.
Почему это важно?
Депутат Буцкая подчеркнула: многие родители не задумываются о составе ткани, выбирая форму с ярлыком «шерсть», но при этом с внутренней стороны пиджака оказывается 100% синтетика. Для ребёнка, который носит такую одежду по 6–8 часов в день, это может привести:
-
к усилению аллергических реакций и дерматитов,
-
частым простудам и снижению иммунитета,
-
постоянному дискомфорту, мешающему сосредоточиться на учёбе.
ГОСТ поможет повысить уровень школьной формы на рынке и избавить семьи от лишних трат на некачественную одежду, которая быстро теряет вид и «вредна» для здоровья.
Как проверить школьную форму по ГОСТу при покупке?
-
Ищите наличие маркировки с указанием ГОСТа и состава ткани;
-
Обращайте внимание на натуральные волокна с минимальным содержанием синтетики;
-
Проверяйте внешний вид и запах — отсутствие резких химических запахов;
-
Оценивайте комфорт при примерке — ткань не должна натирать или сильно парить.
Итог
ГОСТ на школьную форму в России — это стандарт качества ткани, который призван сделать школьную одежду действительно полезной и безопасной для детей. Он не диктует модель или фасон, но гарантирует, что выбранная одежда будет дышащей, гипоаллергенной и удобной. Это важный шаг к здоровью и комфорту школьников, а также к справедливому доступу всех детей к качественной школьной форме.
Родители теперь могут быть спокойнее за здоровье своих детей, а школы — уверены, что их требования к форме выполняются не только по внешнему виду, но и по внутреннему содержанию.