Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Домашка – больше не пытка? В Госдуме нашли замену для устаревших заданий

Домашка – больше не пытка? В Госдуме нашли замену для устаревших заданийНейросеть

В августе 2025 года вопрос о школьных домашних заданиях взорвал общественное обсуждение: депутаты Госдумы признали — огромное количество «домашки» стало реальным испытанием для российских детей.

Что происходит с привычной системой образования и к каким переменам готовиться семьям? Разбираемся, почему домашнее задание называют «пыткой», и какие альтернативы предлагают власти.

Почему домашние задания — источник перегрузки?

За последние годы школьники в России проводят за учебой по 8–10 часов в день — это данные актуальных опросов и мониторинга Госдумы. После уроков дома у детей почти не остается времени ни на отдых, ни на кружки, ни на спорт, ни просто на общение с родителями. Нагрузки, по мнению экспертов и родителей, выросли в несколько раз, а текущая система — устарела и не учитывает современную реальность.

Виталий Милонов, зампред комитета ГД по защите семьи, объясняет:

«Тот объем домашнего задания, о котором говорит Вячеслав Викторович Володин, выходит за рамки разумной нагрузки, не давая школьникам восстановить силы. Сейчас дети тратят на домашнюю работу столько же времени, сколько и на уроки. Решение должно быть результатом обсуждения с родителями, специалистами и педагогами».

Что предлагает Госдума — не отказ, а альтернатива

Главная идея не в полном запрете домашних заданий, а в поиске разумной альтернативы:

  • отказаться от механического «зубрежа» и бессмысленного переписывания параграфов;

  • перейти к творческим и исследовательским заданиям — детям предлагается больше работать над проектами, эссе, командными разработками, обмениваться мнениями, разбирать реальные жизненные задачи.

  • такие задания должны развивать не только память, но критическое мышление, креативность и самостоятельность.

  • Почему старые задания не работают?
    С появлением искусственного интеллекта и доступом к интернету школьники часто списывают домашние задания, не понимая материал. Задания превратились в формальность и теряют реальную образовательную функцию.

    К чему готовиться школьникам и родителям?

    • Инициатива обсуждается на федеральном уровне, решение ещё не принято — но осенью Госдума планирует рассмотреть конкретные изменения.

    • Уже сейчас в ряде регионов школы экспериментируют с форматом заданий: меньше повторений, больше обсуждений, индивидуальных и групповых проектов.

    • Минпросвещения ранее установило дневные лимиты: первоклассники — не более 1 часа в день; второклассники и третьеклассники — до 1,5 часов; четвероклассники — до 2 часов на дом. Но актуальные опросы показывают, что реальная нагрузка зачастую больше этих нормативов.

    Что думают педагоги и общественность?

    Среди тысяч родителей и учителей идут горячие обсуждения:

    • Более половины комментаторов под постами Вячеслава Володина поддерживают сокращение или модернизацию «домашки».

    • Есть те, кто боится снижения успеваемости и потерю базовых знаний. Эксперты уверены: если заменить формальность на творческие задания, знания только укрепятся.

    Итог

    С предложением изменить формат домашних заданий Госдума признает: нынешний подход стал «пыткой» и требует пересмотра. Родителям и детям стоит ждать перемен — больше проектов, меньше шаблонов, больше творчества вместо усталости и формального письма. Сохранить образовательный драйв вне школы возможно — главное, чтобы реформы прошли с учетом мнения родителей, педагогов и психологов.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости