Девятиклассников, не сдавших ГИА, отправят на заводы? В Госдуме подписали новый закон
- 15:00 20 ноября
- Дарья Николаева

С 1 января 2026 года для девятиклассников, не сдавших Государственную итоговую аттестацию (ГИА), открывается новый важный путь — бесплатное профессиональное обучение по рабочим профессиям и должностям служащих. Такой закон уже принят Госдумой и обещает стать настоящим спасением для тысяч подростков, которые после неудачи на экзаменах раньше были вынуждены терять целый год, чтобы пересдать.
Теперь ребята получат шанс не просто подготовиться к пересдаче ГИА в более удобном формате, но и одновременно освоить востребованную профессию, что значительно повысит их шансы на рынке труда. По новым правилам, учащиеся смогут параллельно учиться и работать над квалификацией, получая аттестат об основном общем образовании и одновременно свидетельство о профессиональной квалификации.
Региональные власти получат право самостоятельно формировать список профессий и образовательных учреждений, где подростки смогут пройти обучение, с учетом потребностей местного рынка труда. Учебные программы будут гибкими — обучение по рабочим профессиям возможно будет интегрировать уже в рамках основного общего образования, чтобы школьники не теряли время и сразу направлялись к профессии.
Такой законопроект нацелен не только на помощь школьникам, столкнувшимся с трудностями в сдаче экзаменов, но и на восполнение острого дефицита квалифицированных рабочих кадров в стране. Это долгожданный шаг к тому, чтобы сделать профессию рабочего или служащего престижной альтернативой и достойным выбором для подростков.
Впервые за долгое время государство предлагает реальную возможность получить два важных документа — свидетельство об образовании и диплом о квалификации — всего за один период обучения, сокращая время на адаптацию и вхождение в профессию.
Таким образом, российская образовательная система становится еще более ориентированной на практические потребности общества и экономики, обеспечивая каждому подростку возможность найти свое место и строить успешное будущее даже в условиях, когда академические экзамены оказались слишком сложными.