Лишнего слова не скажи: учителя будут следить за высказываниями детей в школах
- 11:30 13 августа
- Дарья Николаева

В российском образовательном пространстве произошла новая, весьма спорная инициатива, которая уже вызывает бурные споры среди педагогов, родителей и правозащитников. Министерство просвещения совместно с МВД и Минобрнауки разработало методические рекомендации для учителей по наблюдению за детьми мигрантов в школах — по сути, мониторинг их высказываний и настроений ради предотвращения «склонности к правонарушениям». Но насколько это оправдано, и что это значит для школьников?
Как и зачем учителям рекомендовано следить за мигрантами?
Учителям предлагается обращать пристальное внимание на письменные работы и устные высказывания учеников с мигрантским статусом — особенно если в них содержится пренебрежение к российской истории, традициям, государственным символам. Не менее важно наблюдать, как такие дети реагируют на уроки «Разговоры о важном» — программный курс, направленный на формирование гражданственности и патриотизма.
Школы призваны фиксировать случаи, когда дети начинают усиленно говорить о политике, религии или социальных проблемах, высказывают крайние мнения или проявляют нетерпимость. Для объективной оценки педагогам рекомендуется проводить анонимные опросы и индивидуальные беседы в неформальной обстановке, словно мини-разведка на месте.
Кто стоит за этой инициативой и что сказали депутаты?
Методички подготовлены по заказу Минпросвещения совместно с МВД и Минобрнауки. Отдельно стоит упомянуть, что в Госдуме недавно прозвучало предложение ограничить количество детей мигрантов в одном классе, а также отдавать приоритет зачисления в детские сады россиянам. Все эти инициативы объединены одной идеей — усилить контроль и «сохранить» традиционные национальные ценности в образовательной сфере.
Экскурс в прошлое: надзор в школах — явление не новое
Наблюдение за высказываниями и поведением школьников — метод, известный ещё с советских времён, когда школа была инструментом воспитания «правильного» патриотического сознания. С тех пор методы и цели менялись, но контролирующая роль госструктур осталась. Современный подход, правда, получил оттенок целенаправленной проверки именно по признакам принадлежности к мигрантской среде, что вызывает много этических и правовых вопросов.
Почему это вызывает беспокойство?
Критики инициативы отмечают, что подобные меры рискуют превратить школы в полевые «лаборатории слежки», где дети живут под постоянным микроскопом и стрессом. Минусом становится психологическая нагрузка на учащихся и педагогов, а также возможные обвинения в необоснованных подозрениях. Родители и правозащитники предупреждают о риске дискриминации и создания атмосферы недоверия.
Чего ожидать дальше?
Администрации школ сейчас придется серьёзно поработать над внедрением этих рекомендаций, и многие преподаватели уже выражают тревогу по поводу дополнительной бюрократии и ответственности. В то же время в Минпросвещении и силовых структурах настаивают на необходимости таких мер для предотвращения правонарушений и сохранения общественной безопасности.
-
Внимание усилится к словам и мыслям детей с мигрантским прошлым.
-
Родителям стоит быть готовыми к новым беседам и опросам.
-
Образовательная система обретает признаки серьёзного института мониторинга.