Уборка: приучаемся к порядку
- 19 декабря 2006
- administrator
Хотелось узнать опыт мамочек по поводу сбора игрушек. Вместе с ребёнком или сами, с какого возраста вместе, каким образом собираете, сознательно ли каждый день или как придётся, под настроение (если вместе), как реагирует ребёнок, считатете ли это важным
Хотелось узнать опыт мамочек по поводу сбора игрушек. Вместе с ребёнком или сами, с какого возраста вместе, каким образом собираете, сознательно ли каждый день или как придётся, под настроение (если вместе), как реагирует ребёнок,считатете ли это важным - собирать вместе с ребёнком, собирает ли сам и с какого возраста?
Нямке полтора почти, уже давно стараюсь вместе с ней, приговаривая при этом,как хорошо и приятно, когда всё чисто и аккуратно. Говорю ей: "Принеси это и это", называя вещи и показывая на них, она приносит, я ставлю. Если на ночь складываю, говорю вместе с ней, "Спокойной ночи, кукла!" и т. п. К сожалению, не получается каждый каждый день, иногда пропускаю. А надо бы постоянно.
Считаю это важным этапом в приучении к порядку. Пока мы делаем это вместе, она слушается, ей нравиться, и мне, естественно, тоже. Правда потом может опять чего-нибудь стянуть и нарушитьпорядок!
Интересно, с какого возраста можно уже пытаться, чтобы ребёнок собирал сам.
Обычно убираюсь перед сном, потому как по-другому, всё равно будет разбросано, жалко время. Конечно, если уж совсем плохо, то и несколько раз в день приходиться складывать.
У нас когда убираем - то вместе.
Прошу ее - принеси мне кубики, а теперь то, а теперь это... На каждый кубик который она кладет - я кладу на место 3-4 ...
Каждый день не очень получается...
Но в принципе у нас дома не идеальный порядок.
И между прочим она очень любит мне не только с ее игрушками помогать но и в другиh вешаh (любит смотреть как мою посуду, как складываю белье, как подметаю, мою пол...)и пытается активно помогать...
Мне кажется, что в любом вопросе - ребенок берет пример с родителей, и не важно что это - уборка или вопросы "правильного" питания. Авиталь - сладкоежка, и я точно знаю , что это из-за меня, и знаю, что пока я себя не исправлю - она тоже не поменяется.
Мы тоже вместе с Илюшкой (1,4г) собираем игрушки. Иногда доходит до того, что он одну книжку "почитает", пойдет положит ее на место и возмет новую. Тоже самое и с игрушками - старую на место, новую берет. Но это, конечно, через раз
И между прочим она очень любит мне не только с ее игрушками помогать но и в другиh вешаh (любит смотреть как мою посуду, как складываю белье, как подметаю, мою пол...)и пытается активно помогать...
Насчёт порядка - тебя в твоём положении можно, даже нужно!
Насчёт детской помощи. Моя тащит метёлку, вдвое выше себя самой, Акива говорит:"наш Гарри Поттер"!
Думаю ей детский набор купить - метла, тряпочки, совочек.
ой, я тоже об этом думала!
если найдеш такое, скажи что, сколько, где и как, hорошо?
а то когда она метлу берет, мне страшно становится, что она вторым концом что-то сметет, сломает, разобет
У нас собирать игрушки как-то не очень получается. Начинаем собирать вместе, он даже может положить в коробку кубика 2, а потом дождется когда я соберу почти всю коробку, с диким гиканьем ее переворачивает. Ругать бесполезно. Делаю вид что плачу он бежит меня утешать, а потом все повторяется снова. Издевается!
Привлекать Аришку к уборке начала годика в полтора. Толку сначала было немного. Сейчас у нас есть, например, правило- перед тем, как сесть читать, нужно собрать все разбросанные игрушки. В принципе, она может собрать и сама, другой вопрос- КАК она все это спихает на полки. Так что предпочитаю ей в этом активно помогать, то есть она мне игрушки со всей комнаты сносит, а я уж аккуратно составляю их на полку.
Перед сном игрушки обычно собираем, но чаще я ее укладываю, а потом уж навожу порядок в комнате. А то обычно к концу наведения порядка вместе с ней опять что-нить обнаруживается разбросанное...
А у нас так: говорю принеси того мишку, машинку, пирамидку и т.д. и поставь сюда, на эту полочку, на ту. Антоше нравиться так убирать. Он наверное думает, что эта у нас игра такая
Когда нужно начинать приучать малыша к домашним обязанностям и самообслуживанию? С чего начинать? Что ваши дети уже умеют делать самостоятельно?
Никита в год и 10 выносит за собой использованный памперс и горшок, помогает убирать игрушки, снимает мокрые штанишки, вытирает лицо после умывания, по моей просьбе может принести тот или иной предмет. Ну и "помогает" мне мыть посуду, вытирать пыль, готовить и пр.
Убирать игрушки перед сном, утром заправлять постель, выносить горшок, смывать за собой, после этого мыть руки с мылом (чтобы вошло в привычку), чистить зубы (сначала сам, потом я), вешать одежду после прогулки, ставить на место ботинки, чистить их перед прогулкой и мамины заодно (тоже хорошо, если потом будет это делать на автомате), ну и все домашние дела совместно, если мыть пол, то мне тряпку и ему поменьше и т.д.
Эстерель, а сколько вам?
Под Новый год будет 3 года, но как говорит моя мама "лишать ребенка детства" я начала когда ему было около полутора лет, постепенно одно за одним, там более что сначала детки охотно берутся за выполнение любых дел. Это сейчас он может забраться в постель с криком "не хочу убирать игрушки, не буду!". Спокойно вытягиваю его из постели, помогаю ему убрать и тогда только разрешаю лечь в постель. Считаю, что главное не дать слабинку, я сама очень страдаю, что меня мама не приучила к порядку, когда все делается само собой.
Как ходить начал - так и первое какое-то участие хозяйственных делах. До года, значит, еще. Более того, совсем мелкий очень отличался любовью к порядку в вещах.
Но я как-то против жестко определеных обязанностей. Часто говорю - пока я _это_ делаю, ты сделай _то-то_ и тогда у нас все получится. Если помощь нужна - зову, а если у него свои дела - так и ладно, занимайся...
Мой пока делать по просьбе ничего не хочет, только если сам додумается. Заставить убрать игрушки можно только путем торга. Зато всегда приносит мне тапочки когда я прихожу, я его этому не учила. Но делает он это тоже из корысти - раз мама в тапочках - значит не сбежит.
В Димкины обязанности входит выкинуть с утра ночной памперс, вечером собирать игрушки, после еды убрать посуду в мойку, умываться и чистить зубы. Если вместе идем в магазин, то он помогает мне нести сумки, для него откладываю в маленький пакет батон хлеба или пару булок. Вместе подметаем, вытираем пыль и пылесосим.
мой младший уже подметает пол шучу... так, щеткой возит по полу, очень старательно.
вообще-то "обязанностей" у нас нет, я прошу помогать, когда мне надо. старшие уже много чего могут. они и мусор выносят, и с младшими играют, и помогают им во всем, и подметают, и на стол накроют, и со стола уберают, и белье складывают, и посуду вытирают, и балкон моют, и лестничную клетку, и окна. Но, не каждый день и не много (не хочу, чтобы у них было ощущение что их эксплуатируют, потому что у них младшие есть)
а вот что у нас рано, это самообслуживание - в год они сами едят, в 2 он уже сам бежит руки мыть, тарелку убирает (не всегда куда надо), одеваются они рано сами. намазать себе сэндвич любят Старший встает и готовит всем завтрак, хлопья с молоком, но зато красиво, накрыто на стол и т.д.
а вот собирать игрушки, это всякий раз надо изгаляться и придумывать что-то интересненькое, иначе начинается - это не я, я не играл....
Ну, понятно, что слово "обязанности" довольно условное. Назовите это помощью по дому, если не нравится слово "обязанности".
Ну, есть же дома в которых есть и "дежурства", и ежедневные обязанности... В мое время я должна была мыть посуду и полоскать пеленки. У меня от этого травма хорошо что муж посуду моет
Мы с Ленькой посадили его цветочек, он его поливает и опрыскивает. Состоавляет по порядку всю нашу обувь, но его никто не просил нашу состовлять, однажды сказал папа, что свои ботинки нужноставить рядышком на полочку, вот с тех пор у нас в обуви порядок Всегда его подключаю к работе по дому, у него даже есть своя тряпочка для пола и ведерко. Очень интересно, но аккуратность и любовь к порядку с самого рождения, даже машинки по струночке стоят. Ребенок точно пошел не в маму... с моей то любовью к бардаку...
Матар готов сделать все - подмести, убрать игрушки, выкинуть свой и Авишагин памперсы, открыть и закрыть дверь за котом, помочь разобрать сумки с покупками, принести одежду, отнести одежду в стирку...что там еще в неполные 2 года ребенок может?!
А вот сестрица его не желает делать ничего!, просто ни в какую, и мне его ТАК жалко, что он, как прислужник, все делает вместо нее а она либо просто заявляет"не хоцу", либо игнорирует наши слова...
Solange, насколько я понимаю, на вопрос "когда" нужно отвечать - чем раньше, тем лучше. Пока ему всё интересно, пока сама жизнь для него как игра, навыки самообслуживания и гигиенические навыки не становятся "обязанностями", а мягко входят в привычку... А потом уже поздно будет объяснять, что после улицы всегда нужно мыть руки...
И Полина так же делает... очень это забавно выглядит... мы сразу говорим: "О, уборщица пришла"
А последнее время по утрам приносит папе в постель трусы, а маме халат и тапки
Вечная тема, не правда ли… Дочка сегодня убирала–убирала у себя в комнате, так и уснула на полу, бедняга.
У нас нет проблем с уборкой игрушек, одежды, постель застелить. Зато есть проблемы с уборкой книжек и всякого рукоделия: бусинок, цветной бумаги, фломастеров…
Вот, стало интересно, кто с какого возраста приучает своих детей к уборке и вообще к участию в домашнем хозяйстве, к чему именно, как?
Моя Манюнька мне очень помогает в уборке по дому.
Все привращается в игру.
Включаем диск с детскими песенками и вперед.
Кто быстрее соберет игрушки например.
Или спрашиваю..."Маш,а ты умеешь вот такие бусинки собирать? Я умею,поможешь мне?" действует безотказно.
Примерно с 2,5 лет начала помогать. Посуду например мыть очень любит,пылесосить,пыль протерать. Понятно,что после нее все переделываешь,но ведь главное процесс и помощь.
Далька лет с двух помогает с уборкой. Ну во-первых ее комната, иргушки, книжки все по полочкам разложить, мусор собрать. Во-вторых во время моих уборок, отнести, принести. Пыль любит вытирать. Посуда - вообще просо песня. На днях, мама лежала с больной головой, доча под папиным контролем всю посуду перемыла. Еще любит свою наглаженную одежду в шкаф раскладывать)
А психологи настоятельно рекомендуют не заставлять ребенка убирать свою комнату - это рушит целостность его мира.
имеется в виду говорить и подразумевать - убери чтоб все было чисто, все в поорядке - малыш посто не понимает смысл этих слов.
если родители будут навязывать ребнку это, то в будущем у него могут возникнутьт проблемы с организацией жизненного прастранства от не возможности собраться, когда что-то вышло из-под контроля "из порядка" до фанатичного соблюдения порядка, чистоты в доме, на работе.
если мотивируешь уборку комнаты удобством(убери, а то упадешь) или обращаешь в игру, то это намного понятней и лучше для ребенка
У нас ребенок очень рвется мне помогать: и пылесосить, и посуду мыть, и вещи в машинку стиральную больше всего любит забрасывать. Бывает, что не всегда хватает терпения ждать. А еще вместе мы стирку вешаем, он достает, а я вешаю. У него столько радости от этого, а я хвалю, говорю: какой ты у меня молодец, маме помогаешь.
А тут папа машину на даче мыл, это вообще, столько радости у ребенка было, что он тоже, вместе с папой моет машину.
Я с полутора лет приучаю. Окна вместе моем, полы тоже, посуда - везде со мной помощница. Пылесосит сама - отдерет трубку от пылесоса и ходит мычит, имитирует звук включенного. Пыль сама вытирает, причем этому я ее не учила - сама та еще засранка, пока с сантиметр слой не наметен - не вижу. Белье помогает отнести в комнату, раньше когда была машинка с фронтальной загрузкой доча вытаскивала белье, теперь только прищепки подает. В детской ее пока бесполезно просить убирать, всеравно после уборки игрушки опять на пол вываливаются.
Фломастеры убрать это проблема, визгу будет немеряно. Поэтому иду на хитрости, вручаю швабру и пока ребенок занять мытьем полов в соседней комнате, убираю.
Фломастеры убрать это проблема, визгу будет немеряно.
Моя проблема, кажется, в основном в том, что не могу придумать удобного места хранения для фломастеров и прочего такого. Удобного для ребенка, а не для меня. Вот для игрушек у нас стоят открытые ящики разных размеров, дочке удобно и брать оттуда, и класть на место. А с книжками и материалами для поделок никак не могу придумать.
В долларовых магазинах есть невысокие прозрачные пластмассовые коробки с крышкой. Удобны для чего угодно. (Но если бы они спасали отца русской демократии... У нее в комнате такая целостность мира! Удалось убедить только строить эту целостность вдоль стен, чтобы мы хоть голову не сломали, споткнувшись на том, что прямо посреди комнаты.)
Anchovy,
Сегодня купила, суперская вещь.
» Дописано позже
Только что заметила, что у твоей Даши с моей Талей ровно год разницы, год минус 2 дня.
Miqa, так я такие и советовала, когда Зулейка спрашивала. Действительно, классная вещь, у нас чуть ли не с рождения стоит. Но это у нас для игрушек, а вот мелочь всякую... Ну там бусинки, перышки, наклейки всякие? Я уж думала вторую такую купить или вот как Nelumbo nelumbo советует и ставить на книжные полки? А альбомы для рисования и всякую прочую бумагу куда? У нас девушка творческая очень.
Жаль, что мы так далеко живем друг от друга. Мне кажется, наши девочки подружились бы. В этом возрасте год разницы уже не так существенно.
Anchovy,
Да, ты советовала.
Я думаю да, хорошая идея, коробочки с крышками на полки.
» Дописано позже
А вы с гости приезжайте, тогда и обещаное устроим.
OFF:Miqa, лучше ты к нам приезжай! У нас горы... у тебя в семье на лыжах кто–нибудь катается? А уж с у нас вообще все в порядке.
Anchovy,
OFF Муж по лыжам просто с ума сходит, а я ни разу не пробовала даже. Мы - с удовольствием.
Anchovy, у нас бумага и произведения стоят в... красочных сумках от подарков. А мелочь удобно складывать в контейнеры разного формата из того же долларового магазина, а потом все в такую большую коробку. Вместо покупных мелких контейнеров можно использовать пустые пластиковые коробки от конфет Фереро Рочерса, ушных палочек и тд.
Гениально
Nelumbo nelumbo, а Ваша дочка реально может сама всем этим пользоваться? Т. е. она может сама вынуть, то что ей нужно, не устраивая особенного бардака, а потом сама за собой убрать? Впрочем, ей ведь уже 6? А раньше могла? С какого возраста?
Ей только 5 исполнилось. Сама вынимает, засовывает после напоминания. Сумки у нас с год. Я ее с полутора лет приучала класть вещи на место. Но бардак - отдельная тема. Вспоминая себя, думаю, что в ней "чувство домашней гармонии" проснется не раньше пубертатного периода.
У нас уборка это дело очень нервное для меня!!!
-Ариша убирись у себя в комнате.
Через 10-15минут захожу, Ариша как ни в чём ни бывало сидит на полу посреди этого бардака и играется! Я естественно после третьего такого захода-напоминания начинаю нервничать! И в итоге убирам всё вместе, а точней на70% я .
Есть такое понятие, как сензитивные периоды.
Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев.
...................................
1,5-3 лет – период восприятия порядка
2-2,5 года – наивысшая точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, с которыми общался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняет различные действия, для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми. (Так проявляется потребность в безопасности).
И вот если в определенный период жизни ребенок не научился (а чаще бывает так, что сами родители предпочитают сделать сами, потому что побыстрее и лучше, и типа пример подать тем самым отбивая желание и "нужность" в глазах ребенка делать это ему самому), то потом это уже проблемно сделать.
У нас бывает по-разному. В основном порядок, мелкие материалы могут не убрать, плюс если кто-то позвал/отвлек - тоже побегут и забудут все на свете
Но если Макс что-то разлил - без вопросов идет за тряпкой Он даже за мной иногда убирает
» Дописано позже
А-а-а, забыла. Еще есть такие дети, вернее даже люди, креативные , для которых есть свой собственный порядок.
И если за них убирать - то дети очень растраиваются, когда не находят на месте то, что они именно там оставили. Можно тест провести. Спросить ребенка где дежит какая-то вещь. Если ребенок ответит - значит такой его порядок
У нас Аленка такая
Вообще–то принципиальный подход у меня такой:
1. Приучать детей убирать за собой с самого раннего возраста. В нашем случае – с 8 месяцев. Как только научилась сама брать, так научись и сама класть на место.
2. Обеспечить ребенку удобство хранения его вещей. Так, чтобы ему самому было удобно как взять, так и положить на место. Причем следует иметь в виду, что понятия удобства у ребенка и родителей могут резко отличаться.
3. Минимум игрушек. Многим детям трудно убирать просто потому, что у них слишком много игрушек.
4. Совместная уборка. Моя дочь вообще не любит что–либо делать одна. Я ей помогу убрать у нее в комнате (но так, чтобы по крайней мере 50% сделала она), а она мне поможет накрыть на стол, помыть посуду и т.п.
Буду благодарна, если добавите еще что–нибудь к этому списку.
О да!!!!
Даже если их не слишком много, но раскидано столько, что ребенок сам не может представить КАК он будет все это убирать - то скорее всего он забьет на это занятие вообще.
Я уже делилась где-то - очень помогает вместо фразы "убери игрушки" обрисовать ребенку план действий: "сначала убираем посуду.... так, теперь машинки.....теперь пожарную станцию.... вот, все убрали!" поэтапно, систематизировать процесс.
Душечка,
Можно я тогда сформулирую так:
5. Помощь ребенку в осознании процесса уборки, составлении плана действий: "сначала убираем посуду.... так, теперь машинки.....теперь пожарную станцию.... вот, все убрали!"
Взяла в библиотеке "Медведей Бернштайн и домашние дела". (Медвед-ы Бернштайн - единственная из "педагогических" серий, от которой меня саму не воротит. Нужно было Барсе посоветовать, но она уже свою тему закрыла.) Будем читать. Завтра.
Нам 1 г.5 мес. - где-то месяц назад начала приучать сына убирать свои игрушки и книжки перед сном. Пока убираем вместе, но прогресс на лицо . Т.к. вначале я его рукой собирала игрушки-книжки , а теперь указываю на игрушку-книжку и он несет и кладет в свой ящик, а книжки в шкаф .
А мне так не нравится слово "приучать". Напоминает "дрессировать".
Меня мама в течение 25 лет пыталась приучить убираться в комнате. Безуспешно. Нет, я конечно, убиралась, когда мне скажут, но по своей инициативе никогда этого не делала. И сейчас навожу порядок дома только понимая, что, если я не уберусь, ребенок будет дышать пылью, а это, разумеется, недопустимо... Извините за ОФФ.
А вот мой сын в свои полтора года САМ убирает игрушки. Не идет гулять пока все не сложит на место. Более того, мне делает замечания! Показывает на валяющуюся на столе заколку и говорит строго "Мама! Кока!"
Это я все к тому, что приучай - не приучай, а каким ребенок родился - таким он и будет.
Дети разные бывают ... Кого-то надо приучать, а кого-то .... ИМХО нужно детям прививать хорошие привычки - вреда они не принесут.
Ребенок и электроприборы - еще одна похожая тема, обсуждается и помощь по хозяйству, и безопасность (опасность) электробытовых приборов для ребенка.
Nelumbo nelumbo, "Медведи Бернштайн" на русском ? если да, то издательство не подскажешь?
Я брала на английском. Не знаю, есть ли они по-русски.
Но нам помогла не книга, а вдруг ее желание принести домой сосновую смолу на палке (для аромата). Я сказала, что нечего пытаться прикрыть бардак ароматом. Так комната была убрана в тот же день!
Но прошло время - опять бардак.
О, только сегодня хотела открыть такую тему, а она вот она. Одна из наших вечных "бодалок" - это уборка игрушек. Я уже упаковала 2/3 того хлама, что уже не подходит детям по возрасту, остались, на мой взгляд, те игрушки, без которых уже будет скучно. Место для хранения оборудовали. Но нет - Маша будет убирать за собой, только если ей сурово напомнишь. Если напомнить не сурово - по барабану, мамино расстройство ее волнует мало, поломанные игрушки из-за бардака - тоже, наступить негде - не ее проблема... А когда, наконец, берется за уборку - стоит только отвернуться (например, чтобы прибрать одежду), она уже увлеклась игрой в процессе уборки, не убрав и четверти всего разбросанного - т.е., практически сразу может отвлечься. Если взяться ей помогать - нарочито медленно делает "свою часть" уборки, т.е. на 1 ее кубик (условно) я успеваю собрать весь конструктор и посуду впридачу. На замечания реагирует не слишком активно, в "кто быстрее" я уже сама устала играть (да и не всегда это работает), а уж если сорваться и накричать - тут гарантирован полный ступор и растерянность, и тогда уже вообще ничего не добиться Ей скоро 4 года, а мне до сих пор проще убрать игрушки самой, чем организовать это дело с Машей. Впрочем, у нее хорошо получается единственный тип уборки - свалить все в огромный ящик, замаскировать красивым платочком (если не присматривать за ее уборкой, именно так и сделает), а через полчаса высыпает весь этот винегрет на пол, чтобы найти посудку или мячик, и "снова здорово". Диагноз?
Эххх, у нас тоже больная тема. У всех дети как дети, бегают за мамой, повторяют все, что родители делают. А наша пузо вперед и прет как танк куда ей нужно, и делает только то, что ей на ум придет. Я могу и плясать, и прыгать, и песни петь, убирая игрушки по ящикам, а она или пойдет в другую комнату, или вывернет весь ящик обратно и будет играться. Как же ее заинтересовать. Даже процесс закидывания предметов в коробку ее не привлекает (что она очень любит, НО - тогда когда она хочет, в ту коробку, которую она считает подходящей, кладет то, что считает нужным). В общем, у нас с этим караул по всем фронтам...
Лизкина мама, Вашей меньше полутора лет, рано еще о чем-то говорить. Проблемы Ваши и в 4 года не одинаковые.
gitana, в таком возрасте умные люди подсказали мне не заморачиваться на уборке. Мы в таком возрасте убирали игрушки в виде разных игр, то по грибы по ягоды идем и все в кoрзиночки складываем, то всех спать укладываем. Но лучше всего у нас шла игра "У медведя во бору ", если знаете. Я играла роль медведя и пока медведь спал дети должны быстро собрать игрушки, а когда просыпался - убегали, что бы он их не поймал. Конечно не всегда это помогало, но в большенстве случаев, процентов 99. А сейчас дочке 7 и она с 6 лет помошница, но иногда она с бOльшим удовольствием собирает игрушки под "медведя".
Ой, не заметила предыдушие 5 страниц
Я, в общем-то, и не подразумевала что проблемы одинаковые. Просто был вопрос с какого возраста приучают к порядку и как, меня это тоже интересует. Где-то пишут, что чем раньше приучать, тем лучше, где-то пишут что полутора лет приучать не нужно и даже вредно...
Nastasya,
обнадеживает Со мной родители тоже не сильно заморачивались (но у меня и игрушек столько не было, и старших брата с сестрой гоняли за мной убирать до какого-то возраста, а потом просто не заглядывали ко мне в комнату лишний раз ) , в результате выросла жуткой неряхой и кое-как отучаюсь. Хочется, чтобы дочке не было так трудно переучиваться
gitana, вы мама вам виднее как поступать со своим ребенком. Ведь дети отличаются друг от друга и к каждому нужен свой, подход при этом нужно учитывать и возраст. Я не заморачивалась с дочкой в 4 года, сейчас она убирает игрушки не только за собой, но и за братом. С сыном мы продолжаем ирaть во время уборки, в то время как дочери я уже делаю замечания.
Удачи вам, материнской мудрости и терпения. Очень вас понимаю, ведь и у меня бывают моменты когда эти игрушки уже достают.
Лизкина мама, ИМХО в полтора года вредно заставлять убирать, но очень даже полезно вместе ввиде игры собирать за собой, чтобы у ребенка вырыботалась любовь к порядку, ну и конечно мама с папой должны показывать пример в повседневной жизни.
Лизкина мама, приучать нужно. Но не заставлять. И не расстраиваться, если не получается по доброму уговорить убрать. Дети в таком возрасте меняются гораздо быстрее, чем в 4-5 лет.
Вот моей дочки (и у меня!) это проблема. Мне кажется, что игрушек слишком много, и она еще "физиологически" не способна оценить масштабы создаваемого бардака. У меня так было. Покупных игрушек было совсем немного, но поделок собственного аффтарства было - завались. Их трудно было содержать в порядке. А у моей и того, и того добра навалом.