Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Скандал вокруг учебника по «Семьеведению»: почему академики отказались его одобрять

Скандал вокруг учебника по «Семьеведению»: почему академики отказались его одобрятьНейросеть

Весна 2025 года ознаменовалась бурными дискуссиями вокруг нового учебника по «Семьеведению», который вызвал неоднозначную реакцию в научном и образовательном сообществе России.

История этого пособия — пример того, как сложна и многогранна тема семейного образования в современном обществе, а также насколько важна прозрачность и научная экспертиза при внедрении новых образовательных программ.

Учебник по «Семьеведению», авторы которого — депутат Госдумы Нина Останина и психолог Ксения Мосунова, был представлен издательством «Просвещение» в марте 2025 года. Пособие позиционировалось как современный курс, призванный помочь старшеклассникам понять основы семейной жизни, отношения, воспитание детей и социальные аспекты семьи. Однако в Сети учебник быстро получил ярлыки вроде «инфоцыганского» — критики упрекали его в излишней идеологизации и отсутствии научной базы.

В ответ на критику Сибирское отделение Российской академии наук (РАН) выступило с заявлением, что учебник не проходил официальной экспертизы в академии и не обсуждался в широком научном сообществе. Ведомство подчеркнуло, что отдельные ученые лишь высказали личное мнение по содержанию пособия, и это не может считаться официальным одобрением. Таким образом, позиция Сибирского отделения РАН стала своеобразным «разводом» с ранее озвученным председателем отделения Валентином Пармоном мнением, который подписал отчет, подтверждающий соответствие учебника стандартам.

Автор одного из разделов учебника, Нина Останина, назвала мнение Сибирского отделения РАН «первым официальным экспертным отзывом» и особо ценной поддержкой. Между тем в Министерстве просвещения дистанцировались от пособия, заявив, что коллектив авторов создал самостоятельный продукт, и ведомство не имеет к нему отношения.

История учебника по «Семьеведению» отражает более широкую проблему: в России отсутствует единая, признанная всеми сторонами программа по семейному образованию для школьников. В то время как институт семьи переживает кризис — уровень разводов стабильно превышает 50%, а многие молодые люди не видят в своих семьях образца для подражания — вопрос формирования у молодежи правильных представлений о семье становится все более актуальным.

Ранее в России существовали программы и пособия, разработанные под эгидой Российской академии образования, такие как учебник «Основы семейной жизни» под редакцией академика А.А. Реана. Эти материалы строились на комплексном подходе, учитывающем психологические, социальные и правовые аспекты семейной жизни и были апробированы в ряде регионов с участием сотен педагогов и экспертов.

Современный же учебник Останиной и Мосуновой — попытка создать новый образовательный продукт, который сочетает педагогические методики с актуальными исследованиями о семье, но при этом не получил широкого научного признания. Это породило конфликт между желанием обновить содержание школьных курсов и необходимостью строгой научной экспертизы и общественного обсуждения.

В конечном счете, вопрос о том, каким должен быть курс по «Семьеведению», требует комплексного и взвешенного подхода: интеграции усилий ученых, педагогов, родителей и общества в целом. Только так можно создать программу, которая не просто даст знания, но и поможет молодым людям сформировать устойчивые ценности, навыки и понимание семейной жизни в условиях современного мира.

История с учебником по «Семьеведению» — это урок для всех участников образовательного процесса: важность прозрачности, научной поддержки и широкой дискуссии при внедрении новых курсов, особенно таких чувствительных и значимых, как семейное воспитание. Ведь семья — это не только ячейка общества, но и фундамент, на котором строится будущее страны.

...

  • 0

Популярное

Последние новости