Почему подростков-арестантов хотят учить патриотизму в СИЗО: новая система воспитательной работы
- 09:45 9 мая
- Дарья Николаева

В России планируют систематизировать и формализовать патриотическое воспитание несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах (СИЗО).
Сейчас такие мероприятия проводятся нерегулярно и по договорам с внешними организациями, но Минюст предлагает сделать патриотизм одним из основных направлений воспитательной работы с подростками-арестантами.
Новый подход: с первого дня и с индивидуальным планом
Согласно проекту ведомственного приказа Министерства юстиции, культурно-воспитательная работа с подростками в СИЗО должна начинаться уже с первого дня их пребывания. За каждым несовершеннолетним закрепят команду специалистов, которые соберут информацию из школы и органов власти по месту жительства, чтобы составить социально-психологическую характеристику.
На основе этих данных будет разработан индивидуальный план воспитательной работы, который обновляется каждые два месяца. Все мероприятия фиксируются в специальных дневниках, прилагаемых к личному делу подростка.
Патриотизм как часть комплексного воспитания
Патриотическое воспитание станет одним из ключевых направлений наряду с нравственным, правовым, социально-культурным, физическим, эстетическим, духовным и просветительским воспитанием. В министерстве считают, что такая комплексная работа способствует устойчивому и гармоничному развитию личности.
В рамках патриотических мероприятий подросткам рассказывают о героях, волонтёрах и защитниках страны, проводят лекции, встречи с представителями власти и правоохранительных органов, организуют тематические акции и конкурсы, посвящённые государственным праздникам и историческим событиям.
Почему это важно?
В 2024 году фигурантами уголовных дел стали 9,5 тысячи подростков, а в СИЗО содержались 879 несовершеннолетних - на 25% больше, чем двумя годами ранее. В таких условиях воспитательная работа приобретает особую значимость, помогая подросткам осознать свою причастность к обществу и формировать гражданскую ответственность.
Проблемы и вызовы
Сейчас патриотические занятия в СИЗО проходят нерегулярно и зависят от инициативы отдельных сотрудников и договорённостей с внешними организациями. Не каждый сотрудник изолятора обладает необходимыми педагогическими навыками для проведения таких мероприятий, что требует дополнительного обучения и оценки компетенций.
Примеры патриотической работы
В некоторых СИЗО уже проходят патриотические квизы, встречи с ветеранами, творческие конкурсы и акции поддержки военнослужащих. Например, в СИЗО-5 Санкт-Петербурга для подростков организовали лекцию о волонтёрах и бойцах спецоперации, а дети сотрудников подготовили поздравительные открытки для солдат.
Итог
Министерство юстиции стремится превратить патриотическое воспитание в системный и обязательный элемент работы с несовершеннолетними в СИЗО. Индивидуальный подход, регулярность и комплексность мероприятий должны помочь подросткам сформировать гражданскую позицию, моральные ценности и подготовиться к успешной реабилитации и возвращению в общество.