Время – понятие абстрактное, его нельзя увидеть, потрогать и весьма трудно представить. И тем не менее, ребенку, особенно школьнику, необходимо научиться ориентироваться по часам, определять точное время. Однако абстрактное мышление у ребёнка формируется к 10-12 годам, а до этого преобладает мышление образное. Поэтому обучить ребенка определять время по часам не так легко и просто, как кажется многим родителям.
Прежде всего, задолго до обращения собственно к циферблату и стрелкам (а изучение этих предметов рекомендуется начинать примерно с 4-х летнего возраста) с ребенком желательно проговаривать и обыгрывать различные явления и процессы, относящиеся к понятию «время». И прежде всего речь идет о распорядке дня. Поддерживая режим и обсуждая со своим малышом понятия утро-день-вечер-ночь, родители дают ему информацию о том, что все повторяется изо дня в день, возвращается на круги своя (циферблат в виде круга в дальнейшем является этому подтверждением). Если малышу это трудно понять, можно напечатать картинку-схему, на которой изображены все части суток. Будет идеально, если такая иллюстрация по форме будет также круглой, как циферблат.
Следующим шагом будет изучение понятия год и месяц. С 4 - 4,5 лет ребенку в комнату смело можно покупать календарь. Пусть он будет крупным, четким, без отвлекающих рисунков на фоне, с русскими обозначениями и со всеми месяцами на одном листе – так ребёнок сможет осознать понятие «год», а в последствии, запомнить количество и название месяцев. Соответственно, подключаем сюда и изучение времен года (картинку с ними также можно распечатать в виде круга).
Хорошим подспорьем к началу изучения часов и минут будет понимание ребенком протяженности во времени таких часто используемых понятий, как 5 минут, 10 минут, полчаса, час. Ежедневно используйте при общении с ребенком эти величины. Отмечайте, что через определенное количество времени вы отправитесь на дачу, папа придет с работы или вы заедете к врачу. Сколько времени осталось до сна, для игр на площадке или для просмотра телевизора. Ребенок впитывает всю информацию как губка. Привыкает к этим сложным названиям, запоминает, и в той или иной степени уже различает, а сколько это - 5 минут, много или мало?
Ну и конечно перед знакомством с часами, ребенок уже должен обладать некоторыми знаниями и умениями в области арифметики. А именно считать от 1 до 12 и распознавать соответствующие цифры. Полностью ориентироваться по часам сможет ребёнок, который уже умеет считать до 30 и «пятерками» (то есть не раньше 6-7лет).
Итак, с чего же можно начать? Во-первых, для таких занятий вам потребуются часы, которые можно трогать, в которых не опасно крутить стрелки и разбирать на части. Они могут быть настоящими, игрушечными и даже сделанными самостоятельно с помощью клея и картона.
Для начала (когда ребенку 4-5 лет) стоит убрать минутную стрелку совсем. Просмотрев цифры на циферблате, расскажите о том, что эта коротенькая стрелочка показывает часы, и поэтому ее называют «часовой». Покажите ребенку, в какую сторону должна крутиться стрелка. Разберитесь с понятием час, продемонстрируйте что означает «ровно 12 часов», «ровно 3 часа» и т.д. Пусть малыш обязательно сам покрутит стрелку в нужном направлении и покажет заданное вами время сам, тактильные ощущения в данном случае помогут ему лучше запомнить и улучшат концентрацию внимания на изучаемом объекте. Для закрепления этого навыка обсуждайте, в какой час происходят те или иные важные и особенно интересные ребенку события в течение дня. Нарисованный плакат с изображением времени для прогулки, обеда и прочтения вечерней сказки, будет подсказкой для начинающего ориентироваться по часам малыша.
Следующим этапом будет демонстрация ребенку того, что от одной цифры до другой часовая стрелка проходит целый час. И здесь достаточно будет остановиться на таких словосочетаниях, как «чуть больше трех», «около пяти», «половина восьмого», и так далее.
Когда ребёнок хорошо запомнит значение часа и часовой стрелки, вот тогда уже можно прикручивать минутную стрелку на место и знакомиться с ней. Пусть малыш опять же ощупает ее и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками. В возрасте 5-6 лет уже можно объяснить ребёнку, что длинная минутная стрелочка бегает быстрее и за один час проходит весь круг. Далее потренируйтесь и выучите, что во время «ровного» часа минутная стрелка всегда находится наверху. Аналогично действуем с понятием полчаса: половина – стрелка на цифре 6. А вот уже после этого можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда проходит 5, 10 минут и так далее. Здесь уже понадобятся специальные обучающие часы с минутным делением.
У старших дошкольников важно сформировать чёткую логическую последовательность: секунда-минута- час-сутки-неделя-месяц-год.
Рассказ можно начать, например, так:
«Сколько раз я хлопну за секунду? Всего один!
Сколько раз я хлопну за минуту? 60 раз!
Минута больше, чем секунда.
Минутная стрелка по кругу бежит, минуты считает.
От 12 до 12 шестьдесят минут насчитает.
Пока минутная стрелка минутки считала и круг пробегала, часовая стрелка важно от одной цифры до другой добралась (например, от 1 до 2). Это значит – час прошёл.
Час – это 60 минут! Вот как много! Если в ладоши хлопать целый час, то ладошки заболят у нас.
Что больше – час или одна минута? Час!
Что больше – час или 60 минут? Одинаково!»
Обратите внимание ребёнка на то, когда начинается и заканчивается утро, день, вечер, ночь. Отметьте вместе на часах, сколько длилось утро, а сколько - день.
«Стрелки - труженицы. Мы завтракаем – они секунды, минутки, часы считают. Мы гуляем – они считают, мы спим – они считают. С раннего утра и до поздней ночи считают. Ночь-утро-день-вечер в сутки собирают!»
Далее можно рассказать про то, что семь суток – это неделя. Чтобы лучше запомнить названия дней недели, можно придумать подсказку:
Понедельник начинает,
Вторым вторник продолжает,
А за ним идёт среда, будет третьей здесь она.
А четвёртый день – четверг,
Пятый – пятница. Ура!
Вот суббота с воскресеньем! Начинается веселье!
День шестой и седьмой всем объявят выходной!
Обсудите с ребёнком названия дней недели, у вас обязательно появятся свои запоминающиеся подсказки.
Дальше от недели к месяцу, а там и подойдёт очередь для сказки «12 месяцев».
Главное в этом деле - не форсировать события! Ребёнок, тем более дошкольник, не поймёт и не выучит все это за одно-два объяснения. Знания должны перейти в умения, а в дальнейшем - в навыки. И для этого нужны постоянные отработки и тренировки, и лучше, если это будет игра. Меняйте положения стрелок, спрашивая: «Сколько сейчас времени на часах?» Или специально называйте неправильное время, спрашивая, так ли это? Попросите малыша помочь вам и ровно через 20 минут напомнить, что пора, скажем, вынимать из духовки ужин. Спросите в пятницу: «А вчера была среда?». Или спросите во вторник: «Неужели завтра уже четверг?» Дошколята с удовольствием помогут разобраться вам в такой путанице.
Конечно, ребёнок научится определять время по часам (при условии вашего участия) примерно к школе - к 6-7 годам. И мы с вами знаем, насколько это облегчит ему понимание учебного процесса, продолжительности уроков, будет помогать планированию своего свободного времени, а также домашних дел и уроков.
Соответственно, не стоит затягивать – чем раньше ребенок начнет ориентироваться по часам, тем проще ему будет планировать, придерживаться режима дня, решать математические и жизненные задачи, связанные с понятием «время».
Автор: Полина Леонова, педагог-психолог Образовательного центра "Аристотель"
Фото - фотобанк Лори