Недавно мы с мужем подсчитали, что побывали в…семи подземках в разных странах! И пришли к выводу, что самое красивое метро из тех, что мы видели, это, конечно, московское – самое величественное, самое великолепное, самое «боХатое».
А самое удобное – берлинское. Да, тут нет красочных панно, роскошных мозаик, лепнины на потолках. Но есть цифровые табло в вагонах, с бегущей строкой о следующей остановке, телевизоры с местными и мировыми новостями, удобные сиденья. Но главное – лифты, доставляющие тебя с подземной платформы на улицу, что бесценно для людей с колясками, на колясках, с велосипедами и чемоданами.
Кстати, о людях с ограниченными возможностями. Нигде я не видела столько людей на колясках, как в Берлине! Они – на улицах, в магазинах, в метро, в автобусах, в кафе, в парках на праздниках и фестивалях – с макияжем, с мобильными концентраторами кислорода в сумках на коленях – они веселятся, празднуют и радуются жизни.
Думаю, что в России таких людей не меньше, а вот возможности свободно передвигаться по городу и вести полноценную, насколько это возможно, жизнь – к сожалению, практически нет.
Когда в берлинском метро я в первый раз увидела, как мужчина на коляске подъезжает к первому вагону, делает знак машинисту, и тот выходит, устанавливает раскладной пандус и помогает ему заехать в вагон, я поняла, что вот это и есть одна из тех важных причин, почему мы решились на переезд. (Кстати, городские автобусы тоже «приседают» на остановках, чтобы можно было закатить внутрь коляску)
Метро есть подземное – U-Bahn и наземное – S-Bahn, электрички. Первое, что бросается в глаза в берлинском метро – это отсутствие турникетов. Их нет вообще. Просто – покупай билет, пробивай его в автомате и садись в поезд. Или не покупай билет. Но будь готов к тому, что на пути тебе могут попасться контролеры, и придется заплатить штраф за безбилетный проезд – 60 евро (примерно столько же стоит проездной на месяц).
Кстати, при наличии трех штрафов за безбилетный проезд нельзя получить ПМЖ. У меня уже есть один.
Контролеров в метро я вижу не часто, но каждый раз они выскакивают, как черт из табакерки. Чаще всего у них нет ни формы, ни бейджей, ни каких-то других опознавательных знаков. Это может быть модный парень с ирокезом, татуировками и в драных джинсах. Или строгий дядечка в пиджаке и галстуке. Или внушительных размеров фрау. Закрываются двери, тот, в ком вы бы ни за что не заподозрили контролера, достает специальный прибор сканирования билетов и… «Ваш билет, пожалуйста?»
В берлинском метро официально разрешено провозить собаку и велосипед (правда, на велосипед нужно купить отдельный билет за 1.70 евро)
Двухэтажные автобусы – вот это было большим сюрпризом для меня. О лондонских двухэтажных автобусах знают во всем мире. Но о том, что и в Берлине есть двухэтажные городские автобусы, за пределами Германии не так широко известно. А автобусы тут ничем не уступают лондонским – большие, удобные, с витой лесенкой на второй этаж. Если вам предстоит ехать долго – располагайтесь на втором этаже у ветрового стекла и наслаждайтесь прекрасным видом и комфортной поездкой.
Но истинно берлинский транспорт – это велосипед! Это, пожалуй, самый велосипедный город, какой я только видела! На велосипедах разъезжают и стар, и млад. На велодорожках встречаются целые вело-семьи – бабушка, дедушка, мама, папа и вело-детки. Совсем крохи пристегнуты в велокреслах или путешествуют в специальных закрытых велоприцепах, которые крепятся спереди или сзади велосипеда. Там у малыша получается этакий уютный домик- подушка, пледик, игрушки, бутылочки с соком.
Именно на велодорожке, а не на главной дороге в солнечный выходной день может образоваться пробка. Мой муж даже попал в вело-ДТП на велодорожке. В него неожиданно вырулила вело-фрау из-за угла, повалив и мужа, и его велосипед на землю. Никто, к счастью, не пострадал. Отделались легким испугом и порванными джинсами.
Почтальоны развозят письма, газеты и посылки на специальных велосипедах с корзинкой и тележкой для корреспонденции.
На площадях в туристических местах можно увидеть «пивосипеды». В жаркий летний день этот прикол хотя бы раз в жизни должен попробовать каждый – прокатиться по улицам Берлина в компании друзей, одновременно крутя педали и попивая пиво.
В школе, где учится старший сын, на уроках физкультуры (Sport) на небольшом, но оформленном по всем правилам – с разметкой и настоящими светофорами, перекрестке дети учатся ездить на велосипедах по правилам ПДД, и даже сдают на права! А экзамен принимают настоящие полицейские!
Многие автолюбители со стажем, переезжая в Берлин, пересаживаются на велосипед. И я их понимаю! Берлин – рай для веломанов! Удобные велодорожки по всему городу (700 км велодорожек), выделенные полосы для велосипедистов на автотрассе, велопарковки. Да и сам город – плоский, без возвышенностей и впадин, что тоже немаловажно для веломанов.
Однозначно, велосипед – транспорт №1 в Берлине. И короли дорог – не автомобили, как в Москве, не двухэтажные красные красавцы-автобусы, как в Лондоне, а – велосипеды. Те, кто сдавал на права в Берлине, рассказывали, что даже в автошколах инструктора внушают будущим водителям, что обращаться с велосипедистами на дороге нужно нежно и трепетно – не гудеть, не пугать, не нервировать.
Обратная сторона медали – велосипедное воровство. Наверное, нигде так часто не воруют велосипеды, как в Берлине.
Например, за прошлый год тут было украдено почти 27 000 велосипедов! Украденные велосипеды перепродают, и очень часто – за границу. Процент раскрываемости велосипедных краж очень низок – не более 10%. В Интернете полно сайтов «Подержанные велосипеды из Германии», куда доставляют товар с немецких улиц. Один берлинец в велопрокате в Венгрии обнаружил свой велосипед, который у него украли в Берлине!
Как раз перед переездом мы купили новые, достаточно дорогие велосипеды мужу и сыну и взяли их с собой. Муж заказал в Англии сверхпрочные железные велозамки, которые нельзя перепелить самой лютой бензопилой. Но даже с таким замком оставлять велосипед на улице страшновато. Каждый день я вижу пристегнутые замком одинокие колеса на парковках. Да что говорить, если у наших друзей недавно украли велосипед, пристегнутый двумя замками во внутреннем дворике дома, который запирается на кодовый замок!
Есть даже такая поговорка: «Только тот, у кого украли велосипед, может считаться настоящим берлинцем»
Кораблики - пока что мы с мужем плавали только на туристическом корабле (красота необыкновенная!), но я знаю, что в Берлине есть паромы, ходящие по расписанию. В городе действует всего шесть регулярных маршрутов, на паромы действует обычный проездной на месяц или на год на все виды транспорта.
Наши транспортные планы на ближайшее время:
- прокатиться на пароме, уже не в качестве туристов, а так — полу-обыденно — к друзьям или в парк.
- купить мне велосипед, а дочке - велоприцеп и совершить семейную велопрогулку на дальнее расстояние
- прокатиться на региональной электричке
- съездить в Дрезден на поезде
- мужу пересдать права и купить машину