Во-первых, поздравляю!
Если ваш ребенок демонстрирует лень и скуку, он явно находится в процессе взросления. Лень почти не свойственна маленьким детям. Лень – это остановка для осмысления происходящего и накопления ресурсов. Это период пересмотра ценностей и расстановки приоритетов.
Подросток все больше понимает своё «Я», выделяет себя (свои действия, мысли, чувства как отличные от мыслей, чувств, действий Другого) из привычного «Мы» (семья, класс, друзья…). При этом естественна остановка (и она может быть в виде лени), чтобы через противопоставление прийти к согласию или отказу от правил и требований социума.
Понимаю, что лень подростка вызывает у родителей и других взрослых негатив и стремление её искоренить, потому что «надо учиться, готовиться к экзаменам, убираться в комнате, помогать, стремиться к чему-то, думать о будущем…». И подросток сам редко бывает в восторге от своего ленностного состояния. Чаще говорит: «Я хочу, но ничего не могу с собой сделать». Лень взрослых может быть вызвана потребностью в отдыхе или депрессией. Лень подростков может быть следствием гормональной перестройки организма, рассеянностью внимания, неустойчивой формирующейся самооценки, и так же, как у взрослых, потребностью в отдыхе и времени для себя.
Фото - фотобанк Лори
Таким образом, появление лени у подростков говорит о том, что они становятся похожими на нас, взрослых.
Во-вторых, внимание к себе!
- Лень может быть выученной: подросток на опыте жизни с вами знает, что если он помедлит или не сделает чего-либо, родитель поможет или сделает сам.
- Лень может быть модной в семье: если родители не читают книг, не смотрят фильмы, не развивают в себе какой-то навык, с большим неудовольствием выполняют домашнюю работу или вообще работу, то и подросток будет от всего этого отлынивать.
- Лень может быть протестной: если подростку не нравится тот образ жизни, который ведут родители, он может демонстрировать противоположное поведение. Например, родители очень много работают, устают, почти никогда не отдыхают, тогда ребенок противится такой взрослости и оправдывает свою лень: «Я не хочу быть, как родители!»
В-третьих, внимание к ребенку!
Лень – это маска, за которой скрыта истинная причина остановки или кажущегося бездействия. Будьте внимательны к самому симптому: как проявляется? В какой момент? Как долго? Ребенок постоянно спит, гуляет, или часами играет в компьютерные игры, постоянно с телефоном, общается в социальных сетях, играет, рисует, пишет, смотрит телевизор… В этом вы можете увидеть важную потребность подростка, что его сейчас увлекает и наполняет.
От чего отказывается? От домашних заданий, обязанностей, общения с родными или со сверстниками, от рутинной нескончаемой работы…Лень может скрывать истинную трудность ребенка: страх, сопротивление, недостаток воли и организованности, неумение общаться, низкую самооценку, физическое недомогание, психическое перенапряжение.
И лень может раскрыть способности вашего ребенка: рационализаторские (предложение лучших идей – как сделать что-то легче, избавиться от лишнего, неважного), аналитические (для ассимиляции опыта).
Лень может быть поводом для разговора с ребенком. Поэтому, будьте внимательны к своим словам, адресованным ребенку в этот момент. И к словам ребенка, как он объясняет свою лень. Так вы сможете понять корень лени и помочь ему.
Как обычно реагируем на лень:
- Сколько можно пялиться в свой дурацкий телефон!
- Ты лентяй/иждивенец/трутень!
- Ты могла бы быть отличницей при твоих-то способностях, если бы не ленилась!
- Тебе бы только в интернете сидеть, да с подружками по улице шататься!
- Лень вперед тебя родилась!
- Полдня проспал, а уроки не сделал.
Когда взрослый констатирует на повышенных тонах, что подросток ленится, - этим он отказывается от попыток контакта с ним. Примерьте на себя: если вам скажут, что вы просто ленитесь, вы – ленивый, что вы почувствуете? Обиду и желание оправдаться, защититься, закрыться от насмешки, поддёвки, негатива. Или браваду, да, мол, я такой! Диалог вряд ли состоится. Поведение необязательно исправится.
Поэтому, заметив, что подросток в состоянии лени, попробуйте подойти к нему с разговором не в штыки, а с доброй, уважительной интонацией, с желанием понять и если надо, помочь, с юмором. Так, как бы вы обращались с заленившимся вдруг другом или добрым коллегой.
Например:
- Ну что, медведь, в спячку впал? Рассказывай, от чего прячешься в сон?
- Я беспокоюсь за тебя. Не вижу, чтобы ты готовился к экзаменам. Как сдавать планируешь?
- Что, лень на тебя напала и не отпускает? Хочешь расскажу, как я со своей борюсь?
- Иногда я тоже ленюсь. Но помню, что лень – штука заразная. Поэтому я ей час выделяю, и таймер на телефон ставлю. Как сигнал прозвучит, я резко встаю. Иначе она меня победит. А ты как себя после отдыха в рабочее состояние приводишь?
- Я сильно раздражаюсь, когда вижу бардак в твоей комнате. Давай подумаем, что ты и я можем сделать?
В этот разговор нужно идти без готового решения, но с верой, что вы оба можете быть в выигрыше. Если отношения подросток-родитель не сильно нарушены, то сотрудничество может стать удивительным и неожиданно приятным.