Согласитесь, приятно брать в руки тетради ребят с хорошим почерком. Как учитель скажу, что даже ошибки в них кажутся не такими серьёзными. Совсем другое дело – каракули. Будь они хоть трижды грамотными, но учителю, да и родителям тоже гораздо сложнее разобрать хоть что-то. Так можно ли формировать красивый почерк, или уж если не повезло, так не повезло, и остаётся только смириться?
Ох, нелёгкая это работа
Взрослые редко в деталях помнят, как учились писать. Нам кажется, что мы овладели этим нужным умением быстро и без особых проблем. Однако, за редким исключением, это самообман. Если есть возможность, посмотрите свои первые прописи или тетради, в которых писали в начальной школе. Вполне вероятно, многие увидят там вовсе не то, что ожидали.
Овладение навыком аккуратно и довольно быстро писать – очень серьёзное испытание. Далеко не все дети способны справиться с этим без проблем. Ведь для этого нужна согласованная работа – страшно представить – около пятидесяти (!) мышц. Поэтому детям в нелёгком деле освоения навыков письма обязательно следует помогать.
Издалека долго
Начинать готовить руку к письму необходимо задолго до школы. Эту нужную и важную работу делают воспитатели в детских садах, но и родители обязательно должны заниматься развитием мелких мышц рук своих детей. Это сделает пальцы гибкими и более ловкими и, в результате, поможет быстрее научиться писать. Ведь чем свободнее владеет ребёнок мышцами, тем проще ему выводить буквы. А судорожно сжатые рука, а вместе с ней плечо, да и весь корпус, значительно осложняют освоение процесса письма.
Как же развивать гибкость и ловкость пальцев в домашних условиях? Сделать это вполне реально. Не стоит сейчас же мчаться в магазин и покупать трёхлетнему крохе прописи. Начните издалека:
- лепите из теста, пластилина, глины
- рисуйте всеми подручными средствами, в том числе пальчиками по манке, насыпанной в противень (он удобен тем, что мелкий, его бортики не мешают ребёнку, а рисунки на тёмном фоне отлично видны)
- вырезайте и делайте коллажи (пусть ребёнок всё делает сам, от вырезания деталей разных форм и размеров до нанесения клея)
- месите тесто
- тренируйте руки эспандером (в аптеках можно купить экземпляры разной упругости, начинайте от самого мягкого, постепенно увеличивая количество сжиманий и меняя эспандеры на более упругие)
- играйте с песком
- крошите пластиковыми ножами овощи и фрукты (это безопасно, увлекательно и в хозяйстве пригодится: накрошенное может стать основой для салата или рагу)
В общем, можно придумать что угодно, лишь бы это было безопасно, весело (учиться серьёзно дети ещё успеют) и развивало мышцы рук. И лишь после долгого подготовительного этапа стоит переходить к прописям. Да и то не тем, которые учат писать буквы, а тем, в которых даются узоры, орнаменты и рисунки. Если выполнять подобную работу постоянно, то к школе рука ребёнка будет достаточно развита для того, чтобы он освоил письмо.
Неправильно держит ручку. И что тут такого?
Ребёнок приучается держать ручку, карандаш или фломастер задолго до школы. И хорошо, если уже тогда родители обращают внимание на то, как он удерживает их. К сожалению, не все мы бываем внимательны или достаточно терпеливы, и малыш осваивает неправильное положение пальцев руки и/или кисти. Родители, конечно, спохватятся, но это может случиться как до школы, так и тогда, когда ребёнок уже стал учеником.
Казалось бы, ну и в чём проблема? Держит ребёнок ручку неправильно, но ведь ему так удобно. Однако всё не так просто. Да, в начальной школе, когда скорость письма невысока, ни вы, ни ребёнок можете не видеть никакой проблемы в том, что он не освоил правильного способа удержания ручки. Со временем трудности обязательно возникнут.
При несформированности правильного удержания ручки быстрее устаёт и даже немеет рука, причём и пальцы, и мышцы ладони, и запястье. Кроме того, в определённом положении от кисти на бумагу может падать тень, мешающая ребёнку видеть. Да и в плохом, некрасивом и неаккуратном почерке тоже часто виновата неправильно удерживаемая ручка. Согласитесь, немало причин для того, чтобы проявить терпение и научить ребёнка писать верно. Ну, или переучить его, если уже сформировался ошибочный навык.
Исправляем ситуацию
Учителя и настойчивые родители придумали великое множество способов для обучения детей правильному удержанию ручки. Все они довольно действенные, но, конечно, требуют контроля настойчивости со стороны взрослых.
Более того, сейчас можно купить специальные резиновые насадки на ручки, которые позволяют удобно удерживать её единственно возможным верным способом. Пальцы на таких насадках удаётся расположить только правильно. На китайских сайтах стоимость этих приспособлений невелика – около десяти рублей за штуку. Продаются они, как правило, комплектом по пять штук. Но пусть вас это не смущает. Иметь несколько насадок очень удобно, их можно надеть на наиболее часто используемые ручки или карандаши, чтобы не менять во время урока. Насадки выполнены в виде дельфинов, акул и других рыб и животных из разноцветной мягкой резины, снижающей давление на детские пальчики.
Кроме положения пальцев, следите за тем, чтобы кончик ручки был направлен примерно в плечо ребёнка (правое, если он правша, левое у левши). Контролю за этим поможет простейшее устройство в виде резинки (для банкнот, например), надетой одной стороной на ручку, а другой на запястье ребёнка. Чтобы резинка не натирала, можно обернуть её мягкой тканью или надеть поверх рубашки, свитера и т.д.
Если ребёнок уже умеет писать, но при этом неправильно держит ручку, переучить его возможно. Но советуем отложить это на летние каникулы. Потому что в процессе переучивания почерк неминуемо портится, скорость письма снижается, а ребёнок нервничает, поскольку недоволен результатами своей работы. Всё эти трудности, разумеется, преходящи. Но на восстановление «статуса кво» нужно время. Так что лучше приступить к переучиванию в июне, тогда к началу следующего учебного года процесс, скорее всего, благополучно завершится.
Вообще, работая в школе, я заметила, что на почерк влияют, в том числе, и самые неожиданные факторы. Например, соседи. Если за одной партой сидят правша и левша, то нужно следить затем, чтобы ведущая рука каждого из них находилась не рядом с соседом, а у края парты (т.е. правшу следует посадить справа, а левшу – слева). Так они во время письма не будут толкать друг друга локтями. Казалось бы, очевидный момент. Однако сами дети о таком нюансе чаще всего и не догадываются, а учителя просто не успевают следить ещё и за этим. Так что, дорогие родители школьников, дайте своим детям этот незамысловатый, но очень действенный совет.
Если же научить ребёнка правильно держать ручку или переучить его никак не удаётся, не расстраивайтесь слишком сильно. Плохой почерк – вовсе не приговор. Я знала многих людей с кошмарными почерками, которые не только хорошо, а то и отлично учились в школе и вузах, но и стали впоследствии вполне успешными. Более того, я поначалу усомнилась в том, что подобные почерки у них были с детства. Однако посмотрев школьные тетради или дневники, оставленные на память, убедилась, что каллиграфическими задатками мои «респонденты» не отличались и в юные годы. Тем не менее, это им не помешало найти себя.
Фото - фотобанк Лори