15 декабря в Москве открылась запись в первый класс. Многие родители начинают выбирать школу задолго до «дня икс». Сейчас те, чьи дети станут учениками в 2018 году, вплотную заняты этим важным делом. И правильно!
Каждый из нас имеет то или иное отношение к школе. Я со школой связана аж четырежды. Во-первых, десять лет была ученицей. Во-вторых, восемь – учителем русского языка и литературы, выпустила два одиннадцатых класса как классный руководитель и три года была председателем методического объединения словесников. В-третьих, теперь и мои старшие дети учатся в первом и втором классах, а вскоре станет учеником и младший. Ну, и в-четвёртых, даже занявшись журналистикой, про школы я не забываю, пишу о них, с редакционными заданиями езжу в разные учебные заведения и делаю репортажи. Так что школа для меня – дом родной. Поэтому я и решила написать эту статью.
Нелёгкий выбор
Как же выбрать школу? На что обратить внимание?
В какие школы отправляли нас? Как правило, в те, что ближе к дому. Это не плохо, и не хорошо. Просто родители заботились о том, чтобы чадам было проще и безопаснее ходить на учёбу и домой. Но такой подход уже давно неактуален. Сейчас к выбору школы принято подходить ответственно.
В восемнадцатом – девятнадцатом веках младенцев мужеского полу, только что появившихся на свет, приписывали к полкам. В наши дни ситуация похожая: новорождённых записывают в детский сад и примерно в это же время (ну, или чуть позже) начинают выбирать школу. И вот тут-то оказываются родители на распутье.
Ни для кого не секрет, что есть школы хорошие, есть средние и есть… как бы это помягче… школы «так себе». Естественно, если близость второго дома к дому первому не является принципиальной, то родители стараются выбрать для своих детей учебное заведение получше: с хорошей репутацией, не последним местом в рейтинге, удачно расположенное и прочая, прочая.
Новостройка или школа «со стажем»
Недавно на форуме жителей одного свежепостроенного жилого комплекса развернулась жаркая дискуссия на тему, в какую школу отдать детей. И я с удивлением обнаружила, что многие родители имеют настоящее предубеждение против школ-новостроек. Я за свою бытность учителем успела поработать как в старом здании, так и в только что возведённом, поэтому могу со знанием дела рассказать о каждом из вариантов.
Одна из школ располагалась в здании послевоенной постройки. Помню своё первое впечатление: стоптанные сотнями детских ног ступени с заметными «колеями», неудобный проект (5 этажей, маленькие кабинеты, столовая и спортзал, тесные раздевалки и прочие «прелести»), соседство промзоны. Но зато в этой школе под руководством умного неравнодушного директора работал прекрасный сложившийся коллектив. А потому были фантастическая атмосфера, громкое имя, лестная репутация, налаженные контакты с достойными вузами и толпы желающих учиться в этом неудачном здании.
На пятидесятом году существования школы коллектив и ученики пережили капитальный ремонт без отселения. Представляете себе напасть? Выдержали и это. Школа посвежела и похорошела. А потом грянула беда: директор, вынесший на своих плечах все тяготы ремонта, не стерпел долгих разборок на предмет «не украли ли сотрудники пару рулонов рубероида» и уволился. Новый, присланный «сверху» начальник, не сумел поладить с коллективом. В итоге за год ушли больше сорока учителей. Результатом стало превращение потрясающей школы в самую заурядную.
Вторую школу, светлую и большую, с широкими коридорами, огромными окнами и зимними садами торжественно открывал ещё прежний мэр столицы. Обставлена она была превосходной мебелью, кабинеты были полностью оснащены самым современным оборудованием; спортивные залы, библиотека, столовая – всё выше всяких похвал. Даже замечательный коллектив удалось набрать быстро, а текучка была совсем небольшой и вскоре закончилось. Поэтому слава о хорошей новой школе быстро распространилась. И среди учеников было много тех, кто жил не так уж и близко.
Однако идиллия продолжалась всего три года. Популярность школы росла с каждым днём. Директор, которая прошла со своими сотрудниками огонь и воду, испытания медными трубами не выдержала. Если коротко, то её деятельность подходила под статьи уголовного кодекса о коррупции. Так закончилась славная, но, увы, недолгая история ещё одной хорошей школы.
Я это к чему? Да к тому, что как старые, так и новые школы бывают разными, в том числе и очень хорошими. Поэтому нужно не шарахаться от обветшалых или слишком свежих стен, а подходить к выбору школы основательно, оценивать всесторонне.
Какие же аргументы родители обычно приводят против новостроек?
- Отсутствие необходимого оборудования. Неустроенность.
А как на самом деле?
Сейчас новые школы прекрасно оснащают. А пустые стенды и стены недолго останутся такими: учителя вместе с учениками очень быстро их оформят. Что касается грязи после отделочных работ, так это детей никоим образом не касается. Когда я только устроилась на работу в новостройку, мы с коллегами с утра до ночи три недели отмывали школу, чтобы дети пришли в чистую и красивую.
- Новый коллектив. Отсутствие учителей-предметников.
А как на самом деле?
Учителя тоже люди, они переезжают в новые районы или даже города, ищут, где лучше, удобнее и комфортнее работать. Поэтому коллективы в школах-новостройках складываются довольно быстро. И нередко это очень достойные коллективы.
Теперь о школах «с именем»
Чем лучше школа, тем больше желающих отдать своих детей именно в неё. Это понятно, приятно учителям, полезно для дальнейшего развития самого учебного заведения. Но это как раз и создаёт множество трудностей.
Увы, многие из хороших школ вынуждены тесниться в старых зданиях. Помещения, рассчитанные на относительно небольшое количество учеников, не могут вместить всех желающих без ущерба для комфорта как детей, так и учителей. Отсюда теснота, необходимость отгораживать стенами рекреации, чтобы сделать из них кабинеты (так было в моей первой школе), а, значит, недостаточность места для отдыха ребят на переменах. Так что и с престижными школами всё не так просто.
Так что же можно посоветовать родителям, выбирающим школу для своих детей?
Решили не отдавать ребёнка в ближайшую школу, а выбрать ту, что получше? Тогда подойдите к этому со всей серьёзностью.
- Узнавайте о школах в округе заранее, но учитывайте и то, что ситуация может измениться в любой момент. Правда, к сожалению, в упадок школы приходят быстро, а вот обратный процесс происходит гораздо медленнее.
- Читайте отзывы в Интернете.
- Не поленитесь и сами побеседуйте с учениками выбранной школы и их родителями. Причём как учитель советую поговорить не только с ребятами из начальной школы, но и со старшеклассниками. Они часто смотрят на вещи более критично, уже умеют делать выводы и сопоставлять, у них больше опыта. Поэтому если даже максималисты-подростки хвалят школу и учителей, вполне вероятно, что она действительно хорошая.
- Погуляйте по территории школы, присмотритесь к ученикам, их взаимоотношениям. Обратите внимание на то, как общаются между собой учителя и дети. Сделать это можно как во время уроков физкультуры, если они проводятся на улице, так и после занятий. Присмотритесь к тому, свободно ли чувствуют себя ребята и их родители.
- Изучите сайт школы. Однако не забывайте о потёмкинских деревнях.
- Ознакомьтесь с распорядком дня школьников, узнайте цены на платные услуги (они разные и могут стать неприятным сюрпризом).
- Учтите, что в некоторых школах ученики с первого класса ходят по кабинетам. Многие родители наивно полагают, что это хорошо, поскольку дисциплинирует и учит самостоятельности. Как учитель не могу с этим согласиться. Семилеткам, да и десятилеткам тоже такие переходы слишком усложняют жизнь, дети не успевают отдохнуть, теряют вещи, нервничают. Вспомните себя в четвёртом или пятом классе, когда мы переходили в среднюю школу и начинали «путешествовать» от кабинета к кабинету. А теперь представьте, каково вчерашним дошколятам в такой ситуации. Поэтому прежде, чем выбрать для ребёнка школу с таким подходом к организации учебного процесса, хорошенько подумайте.
Что, на мой взгляд, является хорошими признаками, и на что я сама обращала внимание, выбирая школу для своих сыновей:
- На территории школы и после занятий много детей, они не торопятся расходиться, чувствуют себя комфортно.
- Учителя приветливы с детьми и родителями, не одёргивают играющих ребят, замечания делают в спокойной, доброжелательной форме, шутят с учениками. Проявления хамства, грубости, нетактичности и – уж тем более! – беспардонности по отношению к родителям тоже недопустимы.
- Отзывы о школе преимущественно положительные. Однако небольшой процент отрицательных допустим, куда же без них?
- Пришкольная территория ухоженная, чистая, не заброшенная. Старшеклассники и/или учителя не курят поблизости от школы.
- Информационные стенды не пустуют, на них можно найти полезную информацию, выпуски школьных газет, расписание внеклассных занятий.
- В школе есть группа продлённого дня. Даже если сейчас она вам не нужна, необходимость в ней может возникнуть в любой момент. И лучше, чтобы вам не пришлось из-за отсутствия ГПД переводить ребёнка в другую школу.
- Ребятам предлагается выбрать себе занятие по душе из большого количества кружков и секций. Многие из них должны быть бесплатными.
- Некоторые секции и кружки рассчитаны и на взрослых или совместное обучение детей и родителей. Например, в гимназии, которую посещают наши сыновья, родители могут учить иностранные языки (это помогает лучше понимать детей, поскольку школа у нас языковая) или ходить вместе с детьми в группы семейного плавания. Есть и другие варианты совместного времяпрепровождения.
- Родители учеников общаются между собой, принимают большое участие в жизни школы.
- У школьного крыльца ожидают своих хозяев велосипеды и самокаты, многих учеников возят на машинах. Это значит, что многие ребята живут не в шаговой доступности. В плохие школы со всей округи не ездят.
- Детские транспортные средства без противоугонных устройств – признак, если хотите, хорошей криминогенной обстановки в самой школе и на территории.
- Много братьев и сестёр, обучающихся в школе. Заботливые родители никогда не отдадут младших детей в то место, где плохо старшему.
- Высокие места в рейтингах. Они во многом показывают истинное положение вещей.
На что НЕ СТОИТ обращать внимание:
- Расписание каникул.
Сейчас школы имеют право выбирать график каникул на своё усмотрение. Однако он не является постоянным и неизменным. Вы можете предпочесть школу, в которой дети пять недель учатся, а потом одну отдыхают (ну, или с привычными нам четвертями), а через год или два ситуация изменится, и придётся привыкать к новому графику.
- Громкие названия.
«Школа, ассоциированная при ЮНЕСКО», «международный лицей», «европейская гимназия»… Школа – это не тот случай, когда «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». За красивым названием может скрываться пустышка, фантик без конфетки.
- Скромное здание.
Если здание школы и территория ухоженные и чистые – этого более чем достаточно. Внешние «красивость» и помпезность далеко не всегда являются приметами хорошего учебного заведения.
Наверняка к моим наблюдениям можно добавить и другие. Если вам есть чем поделиться – комментируйте, дополняйте, уточняйте. Все вместе мы уж точно выведем правила выбора хорошей школы!
Фото - фотобанк Лори