Противостояние отцов (в широком и метафорическом смысле) и детей – тема, воспетая еще классиком, нынче приобрела иное «звучание». «Ничего не хотят», «ни к чему не стремятся», «руки только под компьютер заточены» - вот основные родительские претензии. С другой же стороны баррикад им отвечают, что мамы и папы попросту «достали», что не дают жить так, как хочется. На вопрос, а что хочется, отвечают: «Чтобы все оставили нас в покое».
А тут еще и психологи наседают, призывая родителей «понять и простить». Вот и льются слова под хорошую закуску. Иногда тихо, а порой и громко. Споров много, но чаще всего все сводится к вопросу о том, следует ли определять за ребенка его будущее или все же лучше позволить ему пойти своей дорогой?
История первая. Елена и Юлия
Елена в душе бизнесвумен. Хваткая и деловая, эта бывшая учительница начальных классов, поняв, что в школе денег не заработать, ушла в визажисты. Дополнительно освоила модную нынче технологию наращивания ресниц, позволившую ей рубить «капусту» не выходя из дома. Дела у женщины идут хорошо, если не сказать отлично: она уже поменяла одну квартиру, купила вторую, сделала ремонт, приобрела автомобиль и шубу. Елена прочно стоит на ногах и, в отличие от своей дочери, в облаках не витает.
- Я ее в медакадемию готовлю, - говорит она, приклеивая клиентке очередную ресницу, - пусть на косметолога учится. Знаешь, сколько они денег зарабатывают? Вот у меня «корочки» нет, а то бы…
Дочь Елены, Юлия, сидит рядом. Тихая и незаметная, рот старается не открывать, а если и размыкает уста, становится похожей на героиню сказки «Морозко» - такой же беззвучный голос умирающего лебедя. У Юли есть заветная мечта, не одобряемая матерью. Девушка хочет стать дизайнером. Она прекрасно рисует и даже выиграла престижный художественный конкурс в Санкт-Петербурге.
Однако у ее родительницы на этот счет свое мнение:
- Что за профессия такая - дизайнер? Насмотрелись телевизора. Это в Москве, может, и востребовано, а в нашей деревне…
- Так пусть в Москву едет.
- В Москву? Кому она там нужна? И вообще – нечего глупостями девчонке голову забивать. Я ей уже и репетиторов оплатила по химии и биологии.
Шестнадцатилетняя Юля покорно кивает – перечить матери она не привыкла.
История вторая. Татьяна
- Я своей матери благодарна. Если бы не она, прозябала бы сейчас в сельской парикмахерской.
Татьяна – начальник огромной службы на большом заводе, в ее подчинении более двадцати человек. Они с мужем приехали в город из поселка и всего добивались сами. Что называется, с нуля. Дом, машины, достаток – жизнь у пары удалась.
А когда-то Таня ничего не хотела. Твердая троечница, своей семье надежд она не подавала, в отличие от сестры-отличницы. В пятнадцать лет Татьяна устроилась на стажировку в местную парикмахерскую и дальнейшее свое будущее связывала исключительно с ней.
- Если бы не мама… Она ведь меня, считай, силой в юридический колледж затащила. В общагу отпустила. А потом мозги сами на место встали – в институт поступила, потом вот на этот завод устроилась.
- А ты никогда не думала, что, возможно, в тебе великий стилист умер? Может, пойди ты своим путем, посрамила бы самого Сергея Зверева.
- Нет, не думала! – Татьяна категорично рубит ладонью воздух. – Если бы я действительно стремилась к этому, разве бы кто-то меня остановил? Значит, не хотела.
На вопрос, любит ли женщина свою работу, смотрит недоуменно – разве ее можно любить?
История третья. Ольга
- В пятом классе мое сочинение похвалили перед всем классом. Ребята даже не поверили, что я сама написала. Воодушевленная, я сообщила маме, что буду журналистом.
- Серьезно? – та посмотрела на меня с сочувствием. – Ты, конечно, способная, но подобных тебе пруд пруди. И думать забудь, будешь потом в какой-нибудь сельской газете прозябать.
А потом она и вовсе определила меня в юридический лицей, а дальше по накатанной: институт, завод и… Таки журналистика! Все эти годы я писала. То там, то здесь. В конце концов, ушла из юриспруденции, стала журналистом, копирайтером и даже писателем. Все, с кем работала, отмечают мой талант. Мама гордится.
- Не в обиде на нее?
- Честно? Нет, - она ведь лишь одну фразу сказала, а дальше я сама крылья сложила. Надо было добиваться. С другой стороны, поддержи она меня тогда, помоги – и кто знает, может сейчас вместо Малахова на первом канале вещала. Чем я хуже?
Три истории… Все реальны и каждая о своем, но и об одном и том же. Выводов делать не хочется, рассказывать о том, как правильно, тоже. Я сама мать, и каждый день задаюсь вопросом, нужно ли следовать за ребенком или вести его за собой?
Следуй мать Татьяны за дочерью, и не было бы у той блестящей карьеры. Поддержи родительница Ольгу и, как знать, возможно, та добилась бы гораздо большего. У Юлии судьба еще не написана. Нам только предстоит узнать, как повлияет на нее решение матери.
И все же в одном я уверена: очень важно прислушиваться не только к себе и своему опыту, но и к ребенку, принимать во внимание его мнение и развивать в нем те способности, которыми его наградил Бог. И тогда, совместными усилиями с Создателем, можно обеспечить чаду счастливую судьбу. А разве не это главная цель и основная задача всякого родителя?
Фото - фотобанк Лори