В наше время принято активное участие родителей в жизни учебных заведений. Плохо это или хорошо – тема для отдельной статьи. Но факт остаётся фактом: без родителей школа существовать, конечно, может, но учителям станет значительно сложнее решать многие вопросы, им придётся взвалить на себя ещё целый ворох задач и проблем.

Все знают о таком явлении в жизни отечественных детских садов и школ, как родительские комитеты. И как учитель могу сказать, что, если бы их не было, то их обязательно стоило бы придумать. Как председатель одного родительского комитета и активный помощник ещё в двух комитетах, замечу, что дело это, конечно, неблагодарное и хлопотное, но, на мой взгляд, очень нужное. Хотя, уверена, эту мою позицию разделяют далеко не все родители.

Кто пойдет в родительский комитет?

На форумах часто можно встретить негодующие высказывания и весьма нелестные отзывы о «людях из комитета», и почти никогда не увидишь благодарных откликов. Но это и понятно: мы устроены так, что охотнее высказываем своё мнение, когда обижены или раздражены, и гораздо реже делимся положительным опытом.

Какие же мнения о деятельности родительских комитетов распространены больше других?

Мнение первое: от скуки

Этот мнение включает в себя несколько составляющих, очень часто встречающихся на форумах точек зрения:

  • В родительские комитеты рвутся домохозяйки, которым скучно и нечем себя занять. Именно поэтому они рьяно берутся за дело и «достают» занятых родителей.
  • Таких женщин уважать не за что, поскольку это не нашедшие себя домашние «клуши», с головой погрузившиеся в быт.
  • Подобные особы никогда не поймут работающих родителей и будут только надоедать своими глупыми и неуместными инициативами.

Факты

Удивительно, но этот в этот миф частенько верят даже женщины. Нет, конечно, и домохозяйки в родительских комитетах встречаются. Но, во-первых, далеко не всегда. И даже не в большинстве случаев. Активная жизненная позиция никак не зависит от того, работает мама или нет. Вспомните наше детство. Председателями советов отрядов (это в те времена, когда ещё была жива пионерия) или старостами классов почти никогда не становились девочки, в жизни которых была только школа и ничего, кроме школы. Помимо этих общественных обязанностей «активистки» нередко занимались ещё и в музыкальной или художественной школе, увлекались спортом и успевали сделать много других дел.

Так и мамы из родительского комитета. Нередко они работают. Просто у них либо свободный рабочий график, либо возможность трудиться дистанционно, которые позволяют им уделять время не только работе и семье, но и делам класса или группы.

Но уделять за счёт чего? Во-первых, за счёт объёма выполненной работы, а, значит, и заработанных денег. Потому что удалённая или надомная работа, как правило, оценивается именно сдельно: сколько выполнил, столько и заработал – а не по факту присутствия на рабочем месте. Во-вторых, за счёт сна. Ведь недоделанное придётся всё-таки выполнять и, скорее всего, ночью, когда все спят и не отвлекают маму от работы.

Но даже если члены родительского комитета действительно не работают, сказать, что домохозяйкам нечего делать, может только тот, кто сам никогда не пробовал одновременно вести дом и воспитывать нескольких детей. Ведь чаще всего в нашей стране не работают те женщины, у кого, как минимум, двое детей, которых просто не на кого оставить. А что такое не на кого оставить? Это значит, в наличии не имеется бабушек-дедушек, готовых прийти на помощь в любое время (во всяком случае, поблизости), значит, муж работает с утра до ночи и не может «подстраховывать» жену, хотя бы забирая детей из садика или школы. Поэтому мамы и вынуждены оставлять работу совсем или выбирать надомные/удалённые варианты.

А теперь представьте жизнь таких мам. Кажется, только самый твердолобый и/или толстокожий человек, к тому же не имеющий детей, сможет обвинить их мам в скуке и ничегонеделании. Но, увы, озвученное выше мнение встречается часто. А жаль.

Мнение второе: ради денег

Члены родительского комитета присваивают себе часть собранных общественных денег.

Факты

Да, такие случаи, разумеется, бывают. Действительно, иногда члены родительских комитетов позволяют себе брать деньги из собранных на нужды класса, а потом по разным причинам не могут вернуть их вовремя. Это неприятно, и от этого не застрахован никто. Но случается такое крайне редко. Потому что честных людей гораздо больше.

Чаще всего всё происходит совсем наоборот. Никто ведь не считает, сколько потрачено бензина, личного времени, сколько шин стёрто, пар обуви стоптано (это шутка, в которой только доля шутки) и километров проезжено-пройдено в поисках необходимого для класса. И так во всём: члены родительского комитета по делам класса или группы звонят со своих телефонов (а безлимитные тарифы далеко не у всех), тратят уйму киловатт-часов, заказывая подарки детям через Интернет, таскают тяжёлые сумки, помогают учителям во время экскурсий (при этом бесплатные места для взрослых сопровождающих предоставляются редко), праздников и прочих мероприятий… Да много чего ещё делают. Просто другие родители чаще всего даже не догадываются, о том, какая насыщенная жизнь у «людей из комитета», видят только результат их работы, не представляя особенностей «производственного процесса».

Конечно, всё перечисленное мной, на первый взгляд, не так дорого. Но если посчитать хорошенько, то выяснится, что большинство «людей из комитета» не только не имеют никакой материальной выгоды, но и явно находятся в проигрыше.

Если вы всё же сомневаетесь в ответственности и честности представителей родительского комитета, настаивайте на том, чтобы они предоставляли другим родителям отчёты несколько раз в течение каждого учебного года, например, перед всеми родительскими собраниями, и хранили чеки. Хотя нужно учитывать, что предоставить чеки на все траты, что называется «до копейки», бывает трудно.

Ситуации могут быть совершенно разными: что-то на класс купил учитель и в суматохе повседневных дел забыл про чек, а напоминать ему членам родительского комитета неловко, что-то куплено у метро у бабушки (например, рассада цветов для школьной клумбы), и т.д. Но эти не подтверждённые чеками суммы, конечно, невелики и не настолько принципиальны, чтобы можно было заподозрить «людей из комитета» в растрате. Поэтому, родителям, не входящим в комитет, можно только посоветовать не выступать в роли совсем уж строгих «аудиторов», а с пониманием относиться к небольшим нестыковкам в бюджете, если они случаются изредка, не касаются значительных сумм и не вошли в систему. Особенно, если родительский комитет верой и правдой трудится уже не один год, зарекомендовал себя хорошо и с готовностью идёт на контакт, предоставляет отчёты и способен объяснить большинство трат.

 

Мнение третье: ради выгоды

Если люди идут в родительский комитет, значит, это им для чего-то нужно.

Факты

Да, иногда у «людей из комитета» есть причина и помимо активной жизненной позиции соглашаться на этот неподъёмный воз. Обычно причина эта в том, что у них, что называется, «непростые» дети. Мамы или папы понимают это, и хотят как можно чаще быть рядом, «держать руку на пульсе».

Что бы там ни говорили о том, что у хороших родителей не бывает «трудных» детей, это не так. Сложные ребята растут не только в неблагополучных семьях. Работая учителем, я частенько видела, как дети одних родителей отличались столь разительно, что приходилось только удивляться. С одним или несколькими детьми из семьи папам, мамам и учителям легко, за других приходится вести непрекращающуюся «брань»: бороться за успеваемость, посещаемость, хорошее поведение и прочая, прочая. Вот и идут такие ответственные, любящие и заботливые родители в родительские комитеты, чтобы, следуя рекомендации Козьмы Пруткова, «бдеть», наживая себе дополнительные проблемы и хлопоты.

Конечно, иногда претензии к родительским комитетам имеют под собой почву. Да и как не возмутиться, если «люди из комитета» ведут себя надменно, отказываются входить в положение других родителей, в жёсткой или даже хамской форме «выбивают» деньги, настаивают на сборе больших сумм, вопреки мнению большинства, и т.д. В таких случаях, конечно, можно и нужно решать возникшие проблемы на собраниях родителей класса, добиваться смены родительского комитета и т.д.

Но вот априори видеть в «людях из комитета» только врагов, настроенных отравлять жизнь всем окружающим, в корне неправильно. Споры, например, по поводу подарков детям могут быть бесконечными. Вряд ли возможна ситуация, когда выбором довольны все. Но если потраченные суммы не слишком велики, то стоит ли ругаться и настаивать на своей позиции? А может быть, лучше согласиться, а в следующий раз предложить свою помощь?

Конструктивное мнение, высказанное вежливо, спокойно и доброжелательно, способен услышать почти каждый из нас. Так давайте уважать друг друга и себя самих. Ведь родительские комитеты и правда делают большую работу. Нередко «люди из комитета» устают и только и мечтают о том, чтобы сбросить с себя это ярмо. Но их просят остаться классные руководители, которые прекрасно понимают, какую огромную помощь им оказывают родительские комитеты. И хорошо, если этот нелёгкий труд уважается другими.

А самих «людей из комитета» хочется призвать быть чуткими и деликатными, с пониманием относиться к трудностям других родителей, не настаивать на сборе ощутимых для семейных бюджетов сумм, не устраивать публичные «разборки с неплательщиками». По опыту могу сказать, что такой подход работает. Отношения между родителями выстраиваются добрые, что идёт на пользу всем: и учителям, и самим родителям, и, в первую очередь, нашим детям.

И напоследок одна история из жизни класса моего старшего сына. Она даже не о родительских комитетах, а просто о хороших людях. Хочу рассказать её для того, чтобы мы все чуть иначе смотрели друг на друга. Не как на случайных людей, родителей одноклассников наших детей, а как на тех, кто иногда оказывается рядом даже быстрее, чем друзья и родные, и готов помочь в трудной ситуации.

Недавно у нас случилась настоящая беда – после тяжёлой болезни умер папа одной из девочек. И откликнулись буквально все родители: кто-то сдавал кровь, когда была ещё надежда, кто-то помогал материально, кто-то брал к себе осиротевшую девочку и её младшую сестру, когда маме не на кого было их оставить. Это обычный класс обычной московской школы и самые обычные родители. Но никто не прошёл мимо, помогали, чем могли. И я очень рада, что наши дети учатся вместе и что мы знакомы. Ребята, спасибо вам за этот урок!

Фото - фотобанк Лори