Существует точка зрения, что абсолютно все дети талантливы. Увы, специалисты уверены, что истинная одарённость встречается не так часто, как хотелось бы любящим родителям. Тем не менее, попробовать отыскать в ребёнке талант, а после постараться развить его – можно.
Где растут таланты?
Учёные уже давно заинтересовались тем, что же такое настоящий талант и откуда он берётся. Однако до сих пор единого мнения на этот счёт нет.
Одна из самых распространённых теорий утверждает, что способности передаются по наследству.
Такое мнение ещё в середине XIX века первым высказал английский исследователь Фрэнсис Гальтон (кстати, двоюродный брат Чарльза Дарвина). Он целенаправленно изучал родословные знаменитых современников и пришёл к выводу, что генетическая предрасположенность в значительной степени влияет на одарённость.
Высказанное им предположение многим показалось заслуживающим доверия. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть концепцию Гальтона, представители разных наук изучили биографии членов семейств, давших миру таких гениев, как композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и художник Рафаэль Санти. Оказалось, что в этих кланах действительно было немало одарённых людей.
Однако многих учёных это и другие аналогичные исследования не убеждают. Они считают, что делать однозначный вывод о генетической обусловленности способностей всё же нельзя. По их мнению, на развитие дара влияет благоприятная среда. Ведь нередко в семьях музыкантов, художников или спортсменов дети с первых дней растут в особой атмосфере, способствующей формированию и дальнейшему пестованию определённого таланта. Именно поэтому, а вовсе не по причине наследственности дети из одной семьи чаще выбирают одинаковое направление для дальнейшего развития, например, живопись или кинематограф, а не разные (хотя и такое бывает, конечно).
В наше время всё больше учёных придерживаются той точки зрения, что на одаренность влияет не что-то одно, а совокупность факторов. По их мнению, наиболее точная формула таланта такова:
Наследственность + благоприятная среда + мотивация ребёнка |
В поисках таланта
Многие родители боятся не увидеть, проглядеть талант ребёнка. Специалисты успокаивают: настоящий дар сложно не заметить. Он всегда заявляет о себе в полный голос, да что там, буквально «вопит» о себе, причём нередко даже в самых неблагоприятных условиях. Прекрасной иллюстрацией этому служат воспоминания известных актёров, музыкантов, спортсменов. В них нередко можно встретить рассказы о том, как мама, например, хотела, чтобы мальчик занимался музыкой, а он тайно бегал на стадион, поражая тренеров целеустремлённостью и спортивными способностями. Вот это и есть проявление истинного таланта.
Однако даже если способности не ярко выражены, вполне возможно, что они всё же есть. Но вот как их обнаружить в этом случае?
Любая одарённость основана на взаимодействии нескольких психических функций. Зная об этом, психологи разработали методы, которые позволяют оценить, в какой мере развиты психические функции, отвечающие за ту или иную творческую способность у конкретного ребёнка. Лучше всего применять эти методы к детям в возрасте от трёх – пяти лет и старше.
- Наличие музыкальных способностей нетрудно распознать, отстучав какой-нибудь ритмический рисунок и попросив ребёнка повторить его. Те, кто учился в музыкальных школах или отдавал туда детей, знают, что этот метод преподаватели используют среди прочих во время вступительных испытаний. Конечно, чем старше ребёнок, тем сложнее должен быть ритмический рисунок. Если ребёнок сразу и безошибочно повторяет «отстуканное» взрослым, то можно предположить наличие у него дара музыканта.
- Художественную одарённость поможет выявить тест креативности Торренса. Сам тест и его расшифровку несложно найти в Интернете. Если вы решите опробовать этот метод, то обязательно обратите внимание на следующие моменты: задания предназначены для детей от пяти лет; объяснять задания можно, но вот приводить примеры – нет.
- Интеллектуальные способности помогут выявить такие разработки, как прогрессивные матрицы Равена, оценочная батарея тестов Кауфмана, шкала детских способностей Маккарти и другие. Для объективности лучше использовать не одну, а несколько разных методик. Имейте в виду, что почти все они рассчитаны на старших дошкольников.
Развиваем талант
Даже если ребёнок по-настоящему талантлив, надеяться на то, что он «пробьётся» сам, при этом ровным счётом ничего не делая и живя жизнью самого обычного ребёнка, не стоит. Такое случается, конечно, но крайне редко. Известное изречение «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» очень верно по сути своей. Поэтому если в семье растёт одарённый малыш, то впереди много работы не только у самого ребёнка, но и у его родителей и других близких. Ведь сейчас не те времена, когда можно дошкольника или младшего школьника отпустить одного, даже если спортивная школа или танцевальный кружок находятся в соседнем доме. Искать преподавателей, водить на занятия, помогать организовывать работу придётся родителям, во всяком случае, пока ребёнок не подрастёт настолько, чтобы делать всё или почти всё сам.
Мамам и папам, желающим помочь ребёнку развить его способности, педагоги, тренеры и психологи дают следующие советы:
- Не навязывайте малышу свои представления о том, как необходимо развивать его способности.
Это значит, что важно дать маленькому таланту давать возможность заниматься тем, что хочет именно он, позволять выплёскивать творческую энергию в тех формах, которые ему кажутся правильными. В жизни это может выглядеть следующим образом: родители обеспечивают ребёнка всеми нужными материалами, необходимой литературой, подыскивают школу искусств, например, или спортивный клуб, но при этом не давят, не навязывают вопреки желанию ребёнка наиболее подходящую, на их взгляд, манеру исполнения, амплуа или вид спорта. Пусть ребёнок сам выберет, что ему ближе, классическая или современная музыка, роль вратаря или нападающего и т.д.
- Не упрекайте ребёнка в лени, не требуйте покорения новых вершин и только безусловных побед.
Помните, что дети имеют право на ошибку. Увлечённость процессом и удовольствие от занятий на первых порах гораздо важнее результатов. В противном случае есть риск воспитать ремесленника, а не творца. Конечно, на любительском уровне петь или играть в хоккей тоже неплохо. Но если у ребёнка настоящий талант, то жаль загубить его необдуманными действиями.
- Берегите чадо от чрезмерных нагрузок.
Особенно это касается тех детей, кого требующий выхода дар толкает на буквально каторжный труд (а такие ребята есть, и их не так мало) или кто начал целенаправленно развивать его совсем рано. Увы, среди талантливых детей высок процент развившихся из-за неправильно организованной жизни хронических заболеваний. Поэтому помните, что у вас хотя и одарённый, но всё же ребёнок. Ему нужно играть, в том числе в подвижные игры, высыпаться, хорошо питаться, много гулять – в общем, жить счастливой насыщенной жизнью, а не быть прикованным к фортепиано или лыжам.
- Не допускать перегибов или однобокости.
Позвольте ребёнку иметь много увлечений. Это не только сделает его жизнь более интересной, но и поможет комфортнее чувствовать себя в социуме. Ведь вряд ли вы мечтаете, чтобы ваше чадо стало учёным-«чудиком» или художником-затворником. Поэтому важно помнить, что всё хорошо в меру.
А если таланта нет?
Что же делать, если никакого таланта в горячо любимом чаде даже при огромном желании отыскать не удалось?
- Во-первых, не нервничать и не третировать ребёнка. Среди десятков тысяч учеников детских школ искусств, спортивных секций, интеллектуальных кружков далеко не все – настоящие таланты. Многие просто любят то, чем занимаются, хотя и не рассчитывают на значительные успехи. Им вполне достаточно любительского уровня. Главное, трезво оценивать способности ребёнка и свою готовность помогать ему.
- Во-вторых, понимать, что даже небольшие способности при правильной организации учебного процесса можно развить до вполне приличного уровня. Подтверждением тому – целые династии на нашей эстраде.
- В-третьих, помнить о том, что, например, интеллект прекрасно поддаётся тренировке. Те же тесты, проверяющие IQ, мало кто сразу выполнит на максимальном для себя уровне. Но вот при должном старании вскоре результаты будут гораздо лучше. «Качать» мозг можно и нужно. Тем более, что такой подход даёт прекрасные плоды.
Фото - фотобанк Лори