Понятие о правах человека включает разные направления, в том числе и образование. Но ситуация такова, что в современной России права детей, обучающихся в православных школах, попираются. Образовательные учреждения, выполняющие федеральный государственный образовательный стандарт с добавлением религиозного компонента, являются социально-ориентированными, отнюдь не коммерческими организациями.
Частные православные школы существуют почти 30 лет, это не экспериментальный, а уже совершившийся успешный проект. Но несмотря на то, что эти школы доказали свою эффективность, они подвергаются дискриминации. Православные школы на ребёнка получают 20-30% финансирования по сравнению с государственными школами.
Этой проблеме была посвящена конференция «Формирование традиционной религиозной культуры в контексте национальной безопасности, духовно-нравственного воспитания и конституционного права человека на получение общедоступного и бесплатного общего образования: проблемы и перспективы», состоявшаяся 16 ноября 2017 года в Москве.
Выступая на конференции, директор радиостанции «Радонеж» Евгений Никифоров отметил, что православные школы Москвы — очень удачные образовательные проекты, но они постоянно сталкиваются с мучительным добыванием денег. «Речь не идёт о помощи этим школам, а о том, чтобы прекратить их дискриминацию», — подчеркнул Е. К. Никифоров.
Фото - фотобанк Лори
Директор православной гимназии «Радонеж» Михаил Тишков в своем выступлении убедительно доказал, что именно образование формирует национальную идентичность, которая является гарантией этнокультурной устойчивости и национальной безопасности.
«Противозаконная практика государственного субсидирования православных школ становится дискриминацией по религиозному признаку и налогом на вероисповедание», — заявил М. Б. Тишков. Необходимо дать возможность родителям давать детям образование по собственному выбору, в соответствии со своими взглядами, как это зафиксировано в конституции.
О других вероисповеданиях в России
Тишков обратил внимание на то, что в развитии именно русской православной школы нет ничего неправильного в отношении других конфессий и народов, проживающих в России, поскольку национальная самоидентичность государствообразующего народа является основой благополучия для других народов и малых народностей. «Если рухнет ствол, то развалятся и ветви, все дерево будет порублено и брошено в огонь», — образно объяснил этот момент М. Б. Тишков.
О пользе семейного образования
Протоиерей Димитрий Смирнов посетовал на то, что современным детям очень мешает интернет и многочисленные гаджеты. В результате дети с трудом воспринимают учебный материал, плохо запоминают, родителям приходится нанимать репетиторов. А между тем, можно было бы создать условия для образования, свободные от всего того, что мешает и отвлекает.
Отец Димитрий привёл следующие цифры: «4% населения США учат детей дома. Академическая успеваемость детей при наличии высшего образования у мамы и папы — 98 из 100. При высшем образовании только одного из родителей — 87, если высшего образования нет ни у одного родителя — 83. А в школах не поднимается выше 50. Огромное количество времени тратится впустую, дети ходят в школу просто для общения».
«Когда я только что женился», — рассказал священник, — «мы с женой поехали к отцу Иоанну Крестьянкину, чтобы спросить его совета о воспитании будущих детей. В то время была пионерия, комсомол. Старец сказал, что детей нужно оберегать от сверстников, и создавать среду для общения среди единомышленников. Это успешно достигается в многодетной семье».
«Я думаю, что каждый родитель вполне может обучить своего ребёнка. Все мы учились в школе, так или иначе получали знания. Любой их нас может взять учебник, прочитать, и в доступной форме, зная своего ребёнка, ему этот материал преподать», — сказал отец Димитрий.
По данным общественного движения «Семейное образование», 2,5 млн детей в США обучаются дома, и многие университеты, такие как Гарвард, не требуют аттестат о среднем образовании, а наоборот, соревнуются за таких студентов, обладающих творческим мышлением и богатым интеллектом.
Во многих странах мира христиане передают свои ценности детям именно через семейное образование. Хилари Клинтон настроена резко против семейного образования, утверждая, что государство имеет приоритет в образовании детей, а родители должны играть в нем второстепенную роль. В США проводится дни, когда каждый ребёнок может заявить, что относит себя к любому из 50 разнообразных полов, может в этот день посещать туалеты и раздевалки другого пола. В Германии со времён Гитлера существует запрет на семейное образование, а за уклонение ребёнка от уроков секспросвета родителей могут даже посадить в тюрьму (такой случай был, родителей девочки-подростка посадили в тюрьму на 24 часа).
О важности религиозного образования детей
«Сейчас у нас храмы полны, служится Литургия, и многие люди думают, что так всегда было и всегда будет», — сказал игумен Киприан (Ященко). — «Но это не так. Большинство людей сейчас уже имеет пост-христианское сознание. Для каждого из нас главный вопрос — с Христом я или уже нет?» В отличие от взрослых, 90% детей способны воспринять христианские ценности, отметил священник.
В чем преимущества православной школы?
Отдавая ребёнка в православную школу, родители рассчитывают уберечь его от вредных привычек, дурных влияний. Часто в православную школу приходят дети с особенностями развития, с инвалидностью, в том числе уже имеющие негативный опыт пребывания в государственной школе. Такие дети ищут тепла, заботы, семейной атмосферы, внимания и терпимого отношения, решения любых конфликтных ситуаций на основе христианской любви.
В чем проблема с финансированием православных школ?
«Когда человек реализует своё право на образование с религиозным компонентом, то он становится жертвой в некотором смысле чиновничьего рекета – сначала он выплачивает налоги, а потом вторично платит за образование своего ребёнка по государственному стандарту», — посетовал Алексей Тишутин, председатель Союза Православных общеобразовательных организаций и родителей «Вместе в поддержку православных школ».
Школа получает финансирование не только на ремонт, обустройство пришкольного участка и покупку оборудования, но даже проведение праздников и фестивалей. Суммарно это получается более 350 тысяч рублей в год на ребёнка. Православные школы в Москве получают только пятую часть этой суммы, поэтому огромные расходы ложатся на плечи родителей.
В православные школы приходит большое количество детей из многодетных семей (в том числе с 4 и более детьми), детей с особенностями развития, для родителей которых оплата обучения становится серьезной проблемой. Многие не могут себе позволить оплату обучения, и это становится препятствием в получении православного образования.
В то же время, имеет место текучка кадров, особенно в начальной школе; учителя в православных школах работают на чистом энтузиазме, поскольку получают деньги, несопоставимые с зарплатами учителей государственных школ.
Между тем, для всех детей предусмотрена определённая сумма, заложенная в бюджет. Если бы православные школы в действительности получали эти деньги, вопрос доступности православных школ давно уже был бы снят.
Еще в феврале 2012 года президент В. В. Путин сказал: «Надо окончательно решить один принципиальный, системный вопрос — уравнять ВУЗы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными — и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт. Здесь не должно быть никакой дискриминации. Мы делаем очень важное, без всякого преувеличения, государственное дело, и делать его должны совместно».
Фото - фотобанк Лори
К сожалению, за прошедшие почти шесть лет ситуация с финансированием православных школ не улучшилась, дискриминация учеников православных школ продолжается.
«Размер государственного финансирования должен быть единым, вне зависимости от того, в каких образовательных учреждениях (государственных, муниципальных или частных) будет проводиться аттестация», — говорится в резолюции, принятой по итогам конференции.