Недавно во всех соцсетях ураганом пронеслась публикация «Школьная группа родителей в вацапе в Дагестане». Только ленивый не сделал у себя репост из этого чата, в котором мамы в аудио-сообщениях обсуждают школьные задания. Вот дословная расшифровка из этого ролика.
« - Девочки, скажите, что дали за дом?
- Я хочу сказать, как вы мне все надоели!
- Я тоже не понимаю, для чего детей в школу отправляют? Чтобы родители на вацап сидели что ли? Какого хрена мы детей в школу отправляем? По вацапу!
- Задом ничего не дали, только все вперед.
- Блин, я падаю! Столько домашней работы им дают! Окружающий мир – 5 листов дали, блин! Рисовать, заполнять, листья клеить. Вообще обнаглели, с ума сходят что ли они? Из детей вындырдыркиндов что ли хотят сделать?»
Если добавить сюда эмоциональность всех участников чата и дагестанский акцент, это смешно до колик в животе. И этот ролик очень быстро стал вирусным именно потому, что с безумием родительских вацапчатов так или иначе столкнулся каждый.
На мне висит (так и хочется сказать – тяжким бременем) 4 вацап-чата. Один – из школы сына, второй – из детского сада дочки, третий – с курсов немецкого языка, куда я хожу, и четвертый – из футбольной секции, которую посещает дочь. И это у меня всего двое детей! А у кого трое-четверо?
И каждый ходит в школу и кружок. А если еще и в два кружка? Мой телефон пикает с утра и до вечера. Последнее сообщение из футбольного чата я получила в 23.15. Именно этот футбольный чат вносит больше всего разнообразия в мою жизнь. Меня туда добавил тренер команды под соусом, что все родители должны быть в курсе изменения расписаний тренировок и дат предстоящих турниров. Что ж, удобно, подумала я. И, не подозревая ничего плохого, записала свой номер телефона. И… провалилась в бездну. В бездну сообщений, смайлов, фотографий. В нашей команде 12 детей, соответственно, в чате 12 родителей. Невероятно, сколько болтовни могут породить 11 человек (я в этом не участвую).
Вот простой пример.
«Всем привет! Марк не сможет прийти сегодня на тренировку. Заболела моя младшая дочка, я не могу ее оставить одну дома, муж работает в вечернюю смену. А у бабушки свои дела, она не может нам помочь. Так что нас сегодня не будет. Хорошо вам потренироваться!! С большим приветом!»
Когда я читаю такие послания, я искренне недоумеваю – зачем человек все это пишет? Зачем нам все это знать? Но, похоже, такие вопросы возникают только у меня. Потому что тотчас же вацапчат разражается пожеланиями Марку здоровья в количестве 11 штук.
А еще у нас модно после тренировки делать селфи с ребенком в машине и выкладывать в общий чат со словами: «Отлично потренировались, едем домой, хорошего вечера». Вот – ЗА-ЧЕМ?!
Потом, правда, оказалось, что и это не самое страшное. Одна активная бабушка в родительском чате в России спамила всю группу бесконечными фотографиями внука с отдыха! Вот, где ад-то!
Я думала, что, может быть, это только тут, в Берлине, такая особенность общения (а немцев еще считают сдержанной нацией!), но когда начала спрашивать об этом подруг и знакомых, быстро выяснилось, что это проблема всемирного масштаба!
У моей знакомой в Испании ситуация такая же, но еще помноженная на экспрессивность испанцев.
«О да!!!! У нас та же тема. У меня два родительских чата, и какие же там кипят страсти! Даже мне, очень толерантной и терпимой, сложно дается такая эмоциональность. Такой накал страстей из-за потерянной книжки в школе может быть. Одна мама пишет: вчера Гонсало потерял книжку в классе, посмотрите, вдруг она в портфеле вашего сына. И все 26 (!) мам мальчиков начинают писать: у Андриана нет, сочувствую… У Луиса нет, наши сожаления. И так 26 раз! Но и на этом все не заканчивается! Потом эти мамы начинают дружно поддерживать маму Гонсало: не переживай, завтра найдется! (еще 15 сообщений). И на следующий день – новый взрыв: ура! Книга нашлась! И поздравления в количестве 25 штук. К тому моменту у меня уже были выключены уведомления из чата на неделю вперед».
Мне безумно интересно разобраться в этом феномене активного родительского чата. Откуда у взрослых людей столько времени, а главное – желания и музы – строчить столько сообщений?
Что это – недостаток общения? Не верится… Все родители – активные современные люди. Слишком много свободного времени? Опять же нет – если не все, то большинство родителей работают. Восторг неофита, который бывает с первым ребенком, когда каждое его действие становится Событием? Но на футбольные турниры приходят полные семьи, со старшими детьми. Так что и эта причина не объясняет такой экспрессии.
Мой футбольный чат – яркий пример излишней родительской болтологии. Для примера, за сегодня в этот чат поступило 27 (!) сообщений! И это обычная рядовая жизнь. Когда мы готовились к турниру, на котором были хозяевами, а значит готовили своими силами угощение для наших игроков и соперников – чат не замолкал ни на минуту! В обсуждениях рецептов картофельного салата и теста для маффинов кипели нешуточные страсти. После турнира чат бурлил еще неделю фотографиями и видео-cообщениями с игры. Вся, действительно, важная информация – дата проведения турнира, по сколько мы скидываемся на рождественскую вечеринку и когда будет готова новая форма – в любом случае всегда озвучивается лично тренером. Родительский чат – это только эмоции, болтовня и смайлы.
Почему же я до сих пор там? Моя подруга решила эту проблему радикально – просто вышла из всех родительских чатов, и в доме воцарилась тишина. И, как показала практика, даже без чатов ни одного важного собрания или сообщения она не пропустила. Информация прекрасно доходит другими способами – через электронную почту, звонки, личные сообщение при встрече. Но я так не делаю. Потому что, если уж совсем честно, во всех этих бесконечных обсуждениях в родительских чатах есть свое очарование. Я понимаю, что я жалуюсь на чаты почти также, как я жалуюсь на свою маленькую дочку. С такой же мнимой обреченностью и нежностью. Когда ты понимаешь, что твой ребенок будет еще вот буквально несколько лет залезать к тебе по утрам в постель, мамкать без конца, просить поиграть с ним и показывать свои рисунки. Еще несколько лет и все. А потом ты будешь стучаться, чтобы зайти в его комнату, пытаться найти тему для разговора за ужином и мечтать о том, чтобы он провел вечер вместе с вами. То, от чего мы так устаем и раздражаемся сейчас, будет потом вспоминаться, как самое счастливое время, когда дети были маленькими, а мы – молодыми и активными. И эти родительские интернет-болталки – тоже часть моего материнства, часть детства моих детей.
Поэтому я не удаляюсь из этих родительских воцап-чатов. Чтобы со смаком потом вспоминать, как мы всем миром выяснили, кому принадлежит миска из-под салата, какие страсти кипели вокруг обсуждения новогодних подарков детям и как все переругались из-за предложения перестать загрязнять планету пластиком и приносить на детские праздники свою посуду из дома.