Есть в Москве театр, где дети-актеры играют для детей-зрителей. На сцене – юные актеры в возрасте от 9 до 16 лет, а в репертуаре театра — русская и мировая музыкальная классика. Детский музыкальный театр Юного Актера (ДМТЮА) основан в 1988 году и с 1996 года имеет статус государственного учреждения культуры. Среди выпускников театра есть знаменитости – Николай Басков, Валерия Ланская. В сентябре театр получил премию мэра Москвы за мюзикл "Пеппи Длинныйчулок", как лучший мюзикл года для детей.

На вопросы портала Материнство отвечает основатель и бессменный художественный руководитель ДМТЮА, заслуженный артист России Александр Фёдоров.

Александ Федоров. Детский музыкальный театр - Александр Львович, Ваше первое высшее образование было весьма далеко от театра. Как так получилось? Что заставило Вас резко изменить свою жизнь?

Если говорить серьёзно, то моё первое образование было, в некотором смысле, случайным.  И такого события, которое бы резко изменило мою жизнь, не было. Ведь я с детских лет хотел заниматься гуманитарными науками, хотел быть педагогом, учителем литературы. С детства я сочинял музыку. Сначала это были пьесы, которые я играл на пианино. А потом, в 9-10 классе, я увлёкся поэзией и стал писать песни. Так постепенно и пришла идея пойти работать в искусство. Но на семейном совете было решено не рисковать, и я поступил в Московский институт стали и сплавов. Его окончили мои родители, а в гуманитарные ВУЗы тогда было очень сложно поступить.

Но, уже учась в МИСиС, я дал послушать свои юношеские музыкальные опусы нескольким серьёзным композиторам, среди которых были Микаэл Таривердиев и Владимир Рубин. Они посоветовали мне сначала окончить музыкальную школу. В детстве я этого не сделал, потому мне пришлось начать с самого начала. В это время и произошла моя первая встреча с детьми, когда я, второкурсник МИСиС, пришёл во второй класс музыкальной школы и сел за парту с малышами. Они не давали мне списывать сольфеджио, закрывались, прятались, и я получал двойки.

А потом учитель и завуч школы предложила мне на уроке спеть ребятам свои песни. Всем очень понравилось. Они попросили написать песню для детского хора. Песню я написал, но стихи получились не слишком детскими. Я обратился к маме, физику и по совместительству лирику. Мама написала несколько стихов по сюжету сказки Ганса Христиана Андерсена. А я как-то очень быстро написал одну песенку, вторую песенку - "Песню утят", "Песню Утёнка", "Песню Золотого Индюка из птичьего двора". Так возник целый цикл песен к сказке, который понравился директору музыкальной школы им. Гнесиных, и он предложил поставить спектакль с детьми, используя этот музыкальный материал.

Режиссерского опыта работы с детьми у меня не было. Тогда же в "Московском комсомольце" вышла статья "Играем Андерсена" о том, что студент Института стали и сплавов пишет детские песни. Мы с корреспондентом "Московского комсомольца" Мариной Рубанцевой обратились к ректору ГИТИСа с просьбой оказать помощь в постановке спектакля. Он направил меня на кафедру режиссуры факультета Музыкально театра. Там я познакомился со своими будущими коллегами и товарищами: Игорем Францем, Колей Петренко. В виде курсовой работы (они учились на третьем курсе) помогли мне поставить спектакль по сказке "Гадкий утёнок", который так и назвали "Играем Андерсена". Они объяснили мне значение слов "конфликт", "событие" и, вкратце, систему Станиславского. Студенческая практика закончилась, они вернулись в ГИТИС. Я, конечно, растерялся, но Коля Петренко сказал:  "Ты очень здорово работаешь с ребятами. Они тебя слушают".

В школе им. Гнесиных я продолжил работать с детьми, но уже в качестве режиссера самодеятельного коллектива. Вроде всё стало получаться, и тогда передо мной встал выбор – идти по стезе композитора или режиссера. Прислушавшись к советам товарищей, я выбрал режиссуру. И снова оказался в ГИТИСе. Естественно, до этого я окончил МИСиС.

В ГИТИСе познакомился с замечательными людьми: Михаилом Григорьевичем Щепенко и его женой Тамарой Басниной, которые тогда руководили театром-студией на улице Чехова. Там я и открыл детскую студию, параллельно учась в ГИТИСе. Ставил спектакли и продолжал немного писать музыку. Вот так, собственно говоря, я и пришёл к работе с детьми.

На репетиции в Детском музыкальном театре Юного Актера

- Трудно ли работать с детьми? Они ведь все-таки не профессиональные актеры.

С детьми работать и трудно, и легко. Я это очень хорошо знаю, потому что имею опыт работы не только с детьми, но и со взрослыми актёрами. Лёгкость работы с детьми заключается в их искренности. Если они разочарованы, то они искренне разочарованы. Если они радуются или не понимают, то они делают это искренне. Дети никогда не плюнут в спину. Никогда. В отличие от взрослых актёров, которые иногда могут затаиться и припрятать камень за пазухой. Такого камня у детей нет.

А сложность работы с детьми заключается в том, что они не всё понимают, у них почти нет эмоционального и психологического опыта. Поэтому для работы с детьми нужно выработать свой стиль общения с ними. Не всё можно сказать, не обо всём можно поговорить. И, конечно, при выработке такого стиля ты должен стать им другом, сохраняя при этом четкую грань между собой и детьми. Но самая большая сложность в том, что у детей нет театрального опыта, театральной школы, и они быстро растут. В отличие от взрослых, которые растут не так быстро. И нужно успеть за короткий срок научить их чему-то и еще успеть поставить спектакль.  

Мюзикл «Пеппи Длинныйчулок»

- Расскажите, пожалуйста, как дети попадают в ваш театр?

Дети попадают в театр очень просто. Родители записывают детей на прослушивание. Сначала детей слушает хормейстер. Это первый тур. На втором туре детей смотрят педагоги по актёрскому мастерству, а на третьем – художественный руководитель. К первым двум турам детям нужно подготовить 1-3 акапельных вокальных номера, пару басен и стихов. Ну, а если они дошли до третьего тура, то ничего им готовить уже не надо. Третий тур – это актёрские этюды и задания.

- Для того, чтобы показывать спектакли высокого уровня, наверняка требуются ежедневные многочасовые репетиции. Как ребятам удается совмещать учебу в школе и игру в театре? Не страдает ли школьная успеваемость?

Я, если честно, не очень понимаю, как они всё успевают. Есть, конечно, у нас и печальные примеры того, как дети запускают учёбу. Родители в таких случаях грозят детям уходом из театра. Дети, в свою очередь, стараются, делают уроки и всё успевают. Я считаю, что человек должен быть всесторонне развитым и образованным, поэтому дети должны быть готовы совмещать школу и театр.

- Были ли аналоги вашего театра в СССР? Создавая театр, вы опирались на какой-то опыт, или все приходилось делать с нуля?

Детские театральные студии в СССР были и было их достаточно много. Немало актёров и режиссеров прошли через них и именно в детской студии им была привита любовь к театру. Наш театр, которому через год исполнится 30 лет, является, так сказать, старожилом. Мы прошли свой собственный большой путь. Были перед нашими глазами и замечательные примеры. Например, детские студии при питерском ТЮЗе времён Зиновия Корогодского и московские театральные студии Вячеслава Спесивцева. Конечно, при создании театра я опирался на существующие книги и материалы. Нельзя сказать, что мы были первыми. Но наш театр один из первых среди детских театров получил поддержку государства. ДМТЮА - настоящий государственный театр.

На репетиции в Детском музыкальном театре Юного Актера

- В 2019 году ваш театр отметит тридцатилетие. За эти годы театральное искусство претерпело заметные изменения – постановщики постоянно ищут новые формы, идеи, стараются удивить и впечатлить зрителя. Сильно ли изменился Детский музыкальный театр юного актёра за три десятилетия?

Конечно изменился! Я меняюсь, театр меняется, дети меняются, а значит, меняются и спектакли. Специфика нашего театра заключается в том, что мы не так часто обновляем репертуар. В репертуаре есть спектакли, например "В детской" и "Оливер Твист", которым скоро исполнится 25 лет. Почему так происходит? Актёры театра вырастают, им на смену приходят следующие поколения актёров, которые хотят играть в этих спектаклях. Новые  актёры, которые приходят в спектакль – другие. Необходимо переделывать спектакль чтобы и актёрам, и современным зрителям он продолжал был интересным. Спектакли меняются, становятся более динамичными, иногда и более зрелищными, от этого, к сожалению, и менее глубокими. Современный зритель предпочитает визуальный театр, ему требуется яркое впечатление. Первые спектакли театра отличаются от сегодняшних. Но есть у них нечто общее. Мы стараемся, чтобы спектакли оставались искренними, честными и понятными детям. И чтобы они были интересны не только детям, но и их родителям. Каждому своё! 

- Не секрет, что многие подростки мечтают о театральных подмостках; чуть ли не каждая вторая девочка хотела бы стать актрисой. Но чаще всего эти устремления разбиваются о высокий конкурс в театральных ВУЗах. Что бы вы посоветовали ребенку, у которого есть подобные амбиции, и его родителям? Как трезво оценить свои силы? Ведь если таланта недостаточно, гораздо разумнее своевременно переориентироваться на другое образование.

Я всегда советую ребятам, которые выпускаются из театра по окончании школы, подождать немножко. Год или полтора. Пожить немного без театра. Ведь Театр юного актёра и взрослый театр – это совершенно разные вещи. Здесь такой конкуренции нет. Хоть дети, конечно, и конкурируют друг с другом. Хотят быть лучшими, хотят выделиться и сыграть главную роль. Но конкуренция в детском театре дружеская, а во взрослом театре конкуренция зачастую жесткая. Поэтому я бы посоветовал родителям очень сильно подумать. А если их ребёнок хочет стать актёром, то пропустить его через хорошую театральную студию, чтобы он на практике понял, интересно ли ему, может ли он работать для зрителя, на публику. Это очень важно. Потому что простой инженер и простой актёр – это совершенно разные профессии. И не только потому, что применение у них разное, но и потому, что простой инженер может заниматься чем-то другим. А простой актёр заниматься ничем другим, как правило, не может. Он может быть только актёром. И если он только "кушать подано", то это ужасно. 

Мюзикл «Приключения Оливера Твиста»

- Какие у вашего театра планы на будущее?

В 2018-2019 годах – строительство нового здания. Практически нового, так как это большая реконструкция. У нас будет большой театр: зрительный зал на 250 мест, репетиционные помещения, залы для проведения занятий по различным театральным дисциплинам. Сейчас выпускаем "Фантазии на тему Дунаевского", мюзикл по повести "Баранкин, будь человеком!". Новогодние праздники встретим премьерой "Похищение Джонни Д." по рассказу О. Генри "Вождь краснокожих". В следующем году примем участие в международном культурном проекте "Русские сезоны" в Италии со спектаклем "Сон о дожде". Это значимый национальный проект и мы очень рады, что будем представлять нашу страну в ряду лучших театральных коллективов. В 2019 году театр торжественно отметит 30 лет со дня основания. К этой дате выпустим музыкальный спектакль "Республика ШКИД". Словом, планы у нас просто грандиозные.

Портал Материнство желает вашему театру дальнейших творческих успехов! Спасибо за ответы на наши вопросы.