Ежегодно тысячи людей во всем мире посвящают каждую первую среду марта чтению вслух. В этом году Всемирный день чтения вслух выпал на 7 марта. Лозунг этого дня – «Чтение – это движение вперед!» Основная цель этого дня – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом.

Всем понятно, что маленьким детям нужно читать вслух, и этой обязанностью обычно не пренебрегают даже нерадивые мамы и папы. Но вот ребенок выучивает буквы, начинает складывать их в слова и вскоре уже может прочесть свои первые книжки. Родители вздыхают облегченно: ежевечерняя повинность кончилась, теперь он сам будет читать каждый вечер перед сном. 

Однако педагоги, психологи и просто мудрые родители советуют ни в коем случае не бросать чтение вслух, как только ребенок научился читать самостоятельно. Особенно актуален этот совет в наше время, когда все в один голос стонут: нынешние дети не берут книгу в руки! Это действительно так, поколение Z предпочитает визуальные способы передачи информации. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок познакомился с классикой художественной литературы, остается один способ – читать ему вслух.

 

Чтение вслух дает массу преимуществ:

  • Вы интересно проводите время с ребенком
  • Ребенок может в любой момент спросить, если он чего-то не понял
  • У вас есть возможность обсудить прочитанное, рассказать о своем опыте на эту тему и выслушать мнение ребенка
  • Родитель имеет преимущество в выборе книги - пользуйтесь этим, чтобы «насадить» в душу ребенка то, что хочется вам
  • Ребенок услышит текст, который, скорее всего не прочел бы самостоятельно
  • Читающий вслух родитель может расставить акценты там, где считает нужным, выделить наиболее важные места в тексте
  • В то же время можно не читать какие-то моменты, если вы считаете, что вашему ребенку про это читать пока рано, а то и вовсе не стоит
  • Ребенок приобретает любовь к книге, начинает видеть в ней источник информации, и быть может, все же увлечется чтением

Если в книге вам встретилось что-то неподобающее: ложное (по вашему мнению) толкование исторического эпизода, неприятный (для вас) идеологический или религиозный момент, излишне подробное описание жестокой сцены, намек на что-то неприличное и т.п. - у вас есть возможность просто пропустить это место, применить "родительскую цензуру".

Советы по выбору книг для чтения ребенку вслух:

  • Книга должна быть интересна не только ребенку, но и вам (ничего хорошего не выйдет, если вы будете зевать во время чтения, тараторить и только и мечтать, чтобы эта пытка поскорее закончилась).
  • Книга должна быть сложнее, чем те, которые ребенок уже может прочесть самостоятельно (если ребенок очень заинтересован в чтении более простой книжки, посоветуйте ему прочесть ее самому).
  • Если вы читаете одновременно нескольким детям разного возраста, чередуйте книги, чтобы они процесс чтения был интересен не только старшему ребенку. Иначе вы рискуете поселить в сердце младшего ненависть к книгам вместо любви, если они постоянно будут слишком сложны для его понимания. Но и постоянно читать книги для маленьких нехорошо, в этом случае старшему ребенку некуда "расти".
  • Если ребенку постоянно читает мама, и лишь изредка - папа (или кто-то другой из близких), выбирайте разные книги. Пусть у редко читающего члена семьи будет свой набор книг, которые читает только он - тогда это запечатлеется особенно милым, приятным воспоминанием в детской душе.

Читайте также: ЧТО ЧИТАТЬ ребенку в каждом конкретном возрасте?

В интернете можно найти немало видеороликов и аудиозаписей, где классические литературные произведения звучат в исполнении профессиональных артистов. Такие записи, безусловно, можно и нужно включать ребенку. Но они не заменят личного общения с родителем в процессе чтения, лицом к лицу.

Стихи Агнии Барто в исполнении автора:

Стихи Сергея Михалкова в исполнении автора:

Мультфильм "Телефон". Союзмультфильм, 1944 год. С участием Корнея Чуковского:

Аудиосказка "Трое из Простоквашино" в исполнении Эдуарда Успенского: