Конечно, существует большое количество самых разнообразных сказок: и для совсем маленьких детишек и для ребят постарше. Но так иногда хочется придумать какую-нибудь особенную историю именно для своего малыша. Существуют ли какие-либо правила для такого творчества? И какие возрастные особенности крохи при этом нужно учитывать?
Сказка может выполнять не только развлекательную функцию, но и поясняет устройство окружающего мира, учит взаимодействию между различными участниками диалога, отражает душевные конфликты личности, дает некоторые способы разрешения этих конфликтов.
Использовать сказку в развивающих, воспитательных, обучающих, гармонизирующих целях могут не только профессиональные психологи, но и сами родители. Для этого необходимо знать возрастные особенности своего ребенка и некоторые законы построения сказки. И главное – очень важно иметь искреннее желание общаться с малышом в сказочном пространстве.
Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами, недоступными общеизвестным народным и авторским произведениям. Истории, в которых ребенок узнает себя, позволяют ему попасть в другую реальность, ощутить себя сильным и могучим, уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказки способствуют формированию позитивного «Я» у ребенка, осознанию своих возможностей и способов их реализации. Любое совместное творчество, и придумывание сказок в том числе, помогает маме и малышу быть ближе. Используя смешных героев, маме проще строить открытые доверительные отношения с ребенком: те слова, которые иногда бывает трудно говорить от своего имени, легко вложить в уста волшебного героя.
Ребенок до полугода
Малыши этого возраста находятся в неразрывном единстве с мамой. Только при наличии тесного духовного и телесного контакта с ней, социальная ситуация будет комфортна для ребенка.
Основной, ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте – непосредственное эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая социальная потребность, которая формируется у ребенка, – это потребность в другом человеке, на развитие которой родителям необходимо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки. Кроха еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый, но это не должно быть поводом для смущения. Психологи утверждают: "Младенец беспомощен, если он один, но пара "мать и дитя" не только не беспомощна, но поражают своей жизнестойкостью".
Сказка, с которой мама обращается к малышу этого возраста, может быть названа сказкой лишь условно, потому что ее сюжет абсолютно не важен для ребенка. Сказка становится одним из компонентов комплексного контакта с ребенком. Здесь особое значение приобретает настроение, эмоциональное состояние, интонационный рисунок речи рассказчика, потому что через интонацию ребенок «впитывает» состояние взрослого, чувствует его отношение к себе. Слова при этом могут быть любыми, как правило, слова отражают какое-либо взаимодействие с ребенком.
Например, при выполнении гимнастики:
Погладим ручки вверх-вниз, вверх-вниз, погладим ножки вверх-вниз, вверх-вниз, а теперь животик – кружочком влево-вправо. Мамины пальчики поймаем: хвать-хвать-хвать! Ручками помашем вперед-вверх-в стороны. Кто такой спортсмен у мамы? Вперед-вверх и в стороны.
Эта сказка-игра не имеет ярко выраженного начала и конца, поэтому может длиться до тех пор, пока игра интересна ребенку.
Речь сопровождается соответствующими движениями, контакт мамы и ребенка приобретает комплексный характер: малыш видит маму, слышит интонацию ее голоса и ощущает прикосновения. Таким образом, достигается неразрывное единение мамы и малыша, так необходимое ребенку этого возраста.
Ребенок от полугода до года
Ребенок растет и развивается, у него появляются новые навыки и умения. Так, хватание, направление к предмету, стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются и те, к которым притронуться нельзя. В этом проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.
Общение ребенка со взрослым приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. Начиная со второго полугодия жизни, малыш больше не соглашается просто "обмениваться со взрослым ласками". Ему теперь нужно, чтобы взрослый "сотрудничал" с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неудачах, хвалил за достижения. Каждой маме хорошо известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или часы, приглашая полюбоваться заинтересовавшим его предметом. При таком общении дети ищут присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания. Но и этого недостаточно – малышу очень важно, чтобы взрослый активно взаимодействовал с ним во всех его занятиях.
С учетом изменения восприятия и потребностей ребенка меняется сказка, которую рассказывает мама. Здесь уже может появиться сюжет, разворачиваемый вокруг функционирования заинтересовавшего ребенка предмета. Малыш может выступать активным участником сказки, ее героем. Сказка должна быть небольшой: десять-двенадцать коротких предложений, с использованием простых, конкретных слов, понятных ребенку. Слушая сказку, ребенок расширяет свой словарный запас, получает знания об интересующем его предмете, а также обогащается широким спектром общих знаний, например, об этикете или культуре общения. Функция сохранения и поддержания эмоционального контакта сказкой также важна для ребенка этого возраста. Рассказывание сказки требует от сказочника некоторого артистизма, способности выступать от имени различных персонажей.
Например, ребенок проявляет большой интерес к будильнику, знакомство с которым может быть обыграно в форме сказки.
Пришел малыш в гости к будильнику: топ-топ-топ!
– Привет! – говорит малыш.
– Привет! – отвечает будильник. (Будильник можно «оживить» покивать им ребенку, например)
– Что ты делаешь? – спрашивает малыш.
– Я хожу: тик-так, тик-так, тик-так – вот послушай! (можно поднести будильник к уху ребенка)
– А что ты еще умеешь?
– Я умею будить – громко петь, хочешь послушать?
– Да, хочу! (Если звук будильника не слишком резкий и громкий, то можно послушать с ребенком его звучание)
– А еще я показываю время и говорю: пора обедать! (последняя фраза становится выходом из сказки и переключением ребенка на другую деятельность).
– Пока-пока!
Ребенок от года до двух
В возрасте от года до полутора полное единение малыша с мамой взрывается изнутри. Появляются два независимых человека: малыш и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. В этом возрасте маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые самостоятельные шаги, первые осознанные действия с предметами. Однако диапазон возможностей малыша еще очень ограничен.
В этом возрасте слова ребенка еще ситуативны. Его речь уже является средством общения и выражения желаний и эмоций. В то же время она еще лишена постоянных значений – одним и тем же словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы, действия или явления.
Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет. Как держать ложку? Как надеть очки? Как пользоваться расческой? Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Поэтому общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.
Сказка для ребенка от года до двух становится более протяженной по времени. История может длиться столько, сколько потребуется для изучения интересного предмета, в сюжет включаются активные действия самого ребенка. Игра может быть завершена в любой момент, как только маленький слушатель потерял интерес, и к ней можно вернуться в другой раз, когда возникнет обоюдное желание.
Посредством сказки может происходить обучение нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также общее расширение кругозора. В этом возрасте могут появляться сказки, связанные с определенными ритуалами. Например, сказка, сопровождающая процесс чистки зубов.
Жили-были в ротике-домике маленькие зубки. И было их.… Открывайся, ротик-домик! … один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они стали с каждым зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с другого, спинки тоже. Зубкам щекотно, они смеются. После щетки пришла водичка – ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие. Тут и сказочки конец, а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!
Ребенок от двух до трех лет
Постепенно, по мере развития ребенка, происходит переход действия от совместного к самостоятельному. За взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого.
В этот период ребенку очень важно, чтобы мама разделила его восторг от того, например, что брызги в ванной разлетаются во все стороны. Или руки, перепачканные краской, оставляют необыкновенно красивые следы на обоях. То есть действия с предметами интересны не только сами по себе, но и как способ привлечения внимания взрослого.
В этом возрасте ребенок уже может проводить параллели между собой и сказочным героем, корректировать действия героя, вносить свои дополнения в развитие сюжетной линии. Поэтому сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции, а также решает профилактические и подготовительные задачи. При помощи такой сказки ребенка можно подготовить к какой-либо неприятной, но неизбежной процедуре, например, к маминой командировке или визиту к стоматологу.
В процессе подготовки к сочинению сказки можно выделить несколько этапов.
Первый этап – выбор сложной ситуации: предположим, это поход в поликлинику на прививку. Ребенок знает о предстоящей процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома. Маме хотелось бы избежать «предварительных» капризов, иметь возможность сказать ребенку правду: «будет больно», спокойно пережить саму процедуру прививки и сохранить при этом хорошие взаимоотношения.
Следующий этап – выбор героев сказки. Как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «…это ведь не со мной происходит, а с ним…»
Желательно, чтобы для мамы и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в сказке. Это важно в том случае, если есть желание регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо забавных существ, известных по игрушкам, книжкам, мультфильмам: зайчиков, колобков, грузовичков – выбор зависит исключительно от симпатий ребенка.
Вовлечение малыша в сказку достигается тем, что в ключевых моментах рассказа мама может задавать ребенку вопросы, на которые необходимо ответить герою, или выполнить соответствующие действия, как это показано в приведенной ниже истории.
Сказка для посещения поликлиники может звучать, например, так:
Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, редко бывал дома. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.
Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:
– Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.
– Какое? – заинтересовался зайчишка.
– Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.
– Мама, а можно я не пойду? – шепотом спросил зайчишка. Он так испугался, что стал говорить тихо-тихо.
Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка: "Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?" или «как ты думаешь, а зачем вообще всем зайчикам делают прививки?» Нужно сформировть осознание полезности прививки, несмотря на неприятные ощущения при самой процедуре.
- Прививки ставят всем маленьким зайчикам, и иногда даже взрослым зайцам, чтобы они росли крепкими и здоровыми и поменьше болели.
Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:
– Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?
– Да…
– Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, она про них, наверное, много знает…
– … – зайчишка серьезно задумался.
– У меня к тебе есть предложение: давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: "Глазки закрывай!" А ты после этого громко скажешь: "Ой!" И сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?
(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в Вашу сказку: "Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?")
– … – зайка попробовал представить, как это будет выглядеть.
А мама тогда предложила:
– Давай потренируемся!
Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко-крепко обнимает своего зайчонка, командует: "Закрывай глазки!". Зайка закрывает глазки и громко говорит: "ОЙ!" (Этот момент можно сделать интерактивным – проиграть его с ребенком)
Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!
Важным воспитательным элементом является общение с ребенком перед отходом ко сну. Это общение также может сопровождаться сказкой.
Однажды Зайка с мамой отправились на пикник. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай, Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок и надел кепку, и спросила:
- Зайка, ты готов? Выходим?
Зайка сосредоточенно кивнул.
Путь предстоял не близкий: Зайка с мамой собирались пойти на овечью ферму, понаблюдать за ягнятами и барашками. Путешественники пересекли большую поляну, поднялись на пригорок, спустились к веселому лесному ручейку, перешли его по бревнышку. Наконец, вдалеке показался заборчик овечьего загончика.
Зайка чувствовал себя немного уставшим и проголодавшимся. Мама Зайки уже расстилала покрывало под их любимой стройной березкой. Зайчишка с удовольствием плюхнулся на него:
- Ух, как устали мои лапки! Садись, мама, овечки уже прыгать начинают!
Мама ласково улыбнулась своему малышу, распаковала свой рюкзачок и села рядом.
Овечки и в самом деле уже собирались прыгать, первая - уже разбегалась, готовясь к прыжку.
- Мама, первая овечка сейчас прыгнет! – обрадовано закричал Зайка. – Я сам их буду считать!
Мама нежно погладила Зайчишку по голове и кивнула:
- Хорошо, считай ты.
- Одна овечка прыгнула через заборчик…, вторая овечка прыгнула через заборчик…, третья овечка прыгнула через заборчик…пятьдесят восьмая овечка прыгнула через заборчик…
Зайка незаметно для себя задремал. Мама укрыла его покрывалом:
- Отдыхай, мой малыш…
Сказки могут сопровождать ребенка везде: на прогулке, при сборах в садик, за едой – и всегда, когда взрослый захочет и сможет добавить в свое общение с ребенком немного творчества и фантазии.Дети всегда открыты сказке. У сказки практически безграничные возможности. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки. Сказки открывают широкий простор для совместного с ребенком творчества. Придумывать сказки очень просто – попробуйте, начните, скажите первые слова, и сказка подхватит вас и вашего ребенка и унесет в волшебную страну детства, где возможны любые чудеса.