От автора



Невыносимая июльская жара, державшаяся в Москве три недели, погнала нас к северу за глотком прохладного свежего воздуха. Конечной целью маршрута был избран город Белозерск. Путь пролегал через города Верхнего Поволжья: Кимры, Калязин, Углич, Рыбинск и Череповец к Белому озеру, а обратная дорога проходила через Вологду и Ярославль. На нашем пути лежали 13 больших и малых городов, которые хотелось осмотреть, и еще несколько сотен деревень и поселков, через которые мы следовали мимоходом. По сути своей это было историко-архитектурное паломничество. Мы посетили 10 монастырей, из которых 5 действующих (3 женских и 2 мужских), и увидели около полутора сотен церквей, соборов и часовен. А кроме того - три водохранилища (Иваньковское, Угличское, Рыбинское) и три гидроэлектростанции. Две крупнейшие реки, Волгу и Шексну, мы многократно пересекали как по мостам, так и при посредстве паромов.

Но обо всем по порядку.


Дубна



От Москвы проще всего стартовать по Дмитровскому шоссе, и, минуя собственно Дмитров, доехать до Дубны. Дорога идет вдоль канала им. Москвы, и по пути можно насладиться классическими образцами сталинской гидротехнической архитектуры, обрамляющими берега канала. Венцом всему будет осмотр Иваньковской ГЭС, по плотине которой вам придется проехать. Рекомендую обратить на нее особое внимание, поскольку в архитектурном плане она значительно интереснее двух других встретившихся на нашем пути - Угличской и Рыбинской. Правда, наслаждаться грандиозностью и величием зрелища вам придется на ходу, поскольку остановка на плотине запрещена.

Ничего исторического в Дубне искать не стоит. Город образован в 1956 году в связи с организацией Объединенного института ядерных исследований. Это город ученых.

Из Дубны наш путь лежит дальше к северу, через город Кимры.

Кимры



Довольно большой город на излучине Волги. Еще в XVII веке был краевым центром кожно-обувной промышленности. Статус города получил в 1917 году. Здесь есть симпатичный пляж в черте города, к которому можно подъехать на машине и остановиться в тени деревьев в 10 метрах от воды. Песчаное дно, зрелище проплывающих мимо теплоходов - все способствует тому, чтобы устроить неторопливый и приятный привал.

Передохнем, а затем направимся в Кашин.

Кашин



КашинКашин стоит на реке Кашинке в 15 км от впадения ее в Волгу. Вероятно, она и дала название городу. По мнению исследователей, ранее река носила название Каша, и слово это финно-угорского происхождения. Племена этой этнической группы населяли край до славянского освоения верхневолжской территории, начавшегося в IX-X столетиях.

Первые упоминания о городе относят, по разным сведениям, к 1238 или 1287 году. Бытует также легенда о том, что город был основан в середине XII столетия Юрием Долгоруким.

Изначально Кашин входил в состав Переяславского княжества, но в 1299 году он был отдан в приданое тверскому князю Михаилу Ярославичу, взявшему в жены дочь переяславского князя Анну. Судьба ее была нелегкой. Потеряв мужа и двоих сыновей, она удалилась в Кашинский Успенский монастырь, где и скончалась в 1338 году. Позже Анна Кашинская была причислена к Лику Святых.

Вхождение в состав Тверского княжества способствовало развитию Кашина. Эта область была самой могущественной в Северо-восточной Руси. Всего за сто лет существования город усилил свои позиции настолько, что в 1375 году был признан независимым от Твери. Это был период расцвета Кашина. Здесь чеканили собственную монету, вели летописную работу. Город являлся крупным торгово-ремесленным центром. Кашинские горододельцы участвовали в строительстве деревянных укреплений Твери.

В 1426 году тверской князь Борис Александрович ликвидировал Кашинский удел, вновь подчинив его Твери. Однако во второй половине XV столетия Кашин остается обособленным районом, сохранявшим рубежи прежних удельных владений. В 1485 году, когда Тверь была окончательно покорена Москвой, Кашин вошел в состав централизованного Московского государства.

В 1504 году Иван III восстановил удельную систему и передал Кашин в составе Дмитровского удела во владение своему сыну Юрию. Это событие вызвало последний всплеск художественной жизни и строительства в городе. В Кашине возвели первый каменный собор - Воскресенский.

Однако удел просуществовал менее 30 лет. В 1533 году Юрий Дмитровский был заточен московскими боярами в темницу, а Кашин перестал быть заметным на политической карте России. Бывший удел превратился в уезд.

Но город постепенно стал крупным религиозным центром благодаря находящемуся здесь Свято-Николаевскому Клобукову монастырю.

Интересна легенда о событии, послужившим поводом к основанию монастыря. Святитель Иоанн Новгородский, силою молитвы подчинявший себе бесов, летал на бесе верхом в Святой град Иерусалим. По дороге с него ветром сдуло клобук (монашеский головной убор). На том месте, где упал клобук святителя, благочестивые христиане построили деревянную церковку в честь св. Николая, а позже собрались монахи и основали монастырь - Николаевский Клобуков. Исходя из предания можно сделать вывод, что монастырь был основан в начале XIII века. Подобно другим монастырям, Клобуков монастырь был разорен в советские годы. Недавно монастырь возвращен церкви. Нынче в братии состоят два монаха, но росту монастыря мешает отсутствие как пригодного жилья, так и возможностей для восстановления монастырских церквей. Братия несет послушание в городском кафедральном соборе.

Троицкий (Макарьевский) монастырь, вокруг которого позднее образовался город КалязинКашин известен еще и как бальнеогрязевой курорт. Открытый еще в 1884 году, он стал в наши дни одной из крупнейших здравниц в центральной России. Восемь типов минеральной воды и торфяная лечебная грязь оказывают благотворное влияние при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нервной системы и многих других.

Единственная в городе гостиница "Русь" (тел. 8-08-234-21049) расположена на ул. Карла Маркса. Это пятиэтажное кирпичное здание советской постройки, с тесноватыми одно-двухместными номерами, оборудованными туалетом и сидячей ванной. Вода по цвету напоминает некрепкий чай. Похоже, что без какой-либо фильтрации и очистки ее подают прямо из речки. И если, принимая ванну, это еще можно пережить (мы народ небрезгливый), то для питья лучше, безусловно, использовать бутилированную столовую воду. Стоимость двухместного номера 230 руб., двухместного люкса 1155 руб.

Калязин



В 25 километрах от Кашина, за Волгой, расположен древний город Калязин. Этот город - живой памятник сотням русских городов и деревень, затопленных при строительстве многочисленных волжских ГЭС. Молчаливым упреком беспамятным потомкам возвышается прямо из воды величественная колокольня. Когда-то она принадлежала Никольскому собору, построенному на месте древней церкви Николы на Жабне. Такое же название носило и поселение, существовавшее на этом месте уже в XI - XII веках.

Троицкий (Макарьевский) монастырь, вокруг которого позднее образовался город Калязин, был основан в XV веке преподобным Макарием Калязинским (в миру боярином Матвеем Кожиным).

Матвей родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матвей постригся в иноки в Николаевском Клобуковом монастыре. Вскоре из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Иноки воздвигли храм во Имя Пресвятой Троицы, и сам монастырь стал именоваться Троицким.

Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться посягательств на них со стороны иноческой обители. Он решился убить преподобного Макария. Но неожиданно боярина свалила тяжелая болезнь, и страх близкой смерти пробудил в нем раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и поведал ему о своем злом намерении. Желая загладить грех, боярин отдал обители свои земли. С сего времени, говорится в "Житии преподобного Макария", и самая пустынь преподобного стала именоваться Колязино "от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его".

В разные времена Калязин входил в состав Ростово-Суздальской земли, Тверского княжества, а в конце XV века был присоединен к Москве. Хотя в то время он еще не был городом. Лишь в конце XVII века Калязинская (Подмонастырская) слобода, Никольская слобода на правом берегу Волги и село Пирогово объединились в одну Калязинскую слободу. А в 1775 году Калязинская слобода получила статус уездного города Калязина. Но не окончательно. Император Павел I, отвергая многое, созданное его матерью Екатериной II, отменил в 1796 году и соответствующий указ. Только спустя два года после его смерти, Александром I в 1803 году Калязину был возвращен статус города. Калязин стал одним из вновь образованных 165 городов и чуть было не стал одним из 46 городов, утративших этот статус. Город получил герб, на котором изображены старинные крепостные ворота.

XVIII век стал периодом расцвета Калязина. Расположение его на берегу Волги - крупнейшего водного торгового пути - способствовало дальнейшему развитию торговли и ремесел. В Калязине отливали пушки, изготовляли порох. Два раза в год устраивались ярмарки, собиравшие купцов из Углича, Переславля, Устюга.

В XVI-XVIII веках Троицкий (Макарьевский) монастырь часто навещали царствующие особы: Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, юный Петр I, Екатерина II.

А после революции, в 1939 году, обитель была взорвана и затоплена вместе с центром старого города водохранилищем, образовавшимся при строительстве Угличской ГЭС.

Пару лет назад начато восстановление Никольского собора и реставрация колокольни на деньги московских спонсоров. Вокруг колокольни уже насыпан островок диаметром около 25 метров. Гравий для основания собора доставляют в мешках на лодках. Но работы ведутся не слишком активно.

Застройка современного Калязина в основном одноэтажная. Город оставляет впечатление "размазаности" по берегам водохранилища. Лишенный своего центра (который символизирует знаменитая колокольня, видимая отовсюду), он оказался разбит на несколько разрозненных частей, пешеходное сообщение между которыми весьма затруднено. Чтобы попасть на другой берег Жабны, нужно пользоваться лодкой или автомобилем.

На сегодняшний день единственным действующим храмом в Калязине является Введенская церковь. Она построена на правом берегу Жабны, в микрорайоне Свистуха, в 1882 году на деньги купца Ивана Охлобыстина, прах которого покоится в храме. Это небольшой очень декоративный храм. Сочетание краснокирпичных стен с зеленью шатровых покрытий, лазурью главок и золотом крестов придает ему праздничный и нарядный вид. А вокруг - деревянные избы, пасутся козы…

Оглавление:


Часть 1. Кашин, Калязин
Часть 2. Рыбинск, Тутаев, Череповец
Часть 3. Кириллов
Часть 4. Белозерский край
Часть 5. Вологда