Кириллов
Город Кириллов, административный центр Кирилловского района Вологодской области, расположен на берегах связанных между собой озер Сиверского и Долгого. Топорнинским каналом Сиверское озеро соединено с Волго-Балтийским водным путем. Население города невелико – всего 9 тысяч человек.
История города начинается с основания в 1397 году Кирилло-Белозерского мужского монастыря.
Преподобный Кирилл Белозерский
Отец-основатель монастыря, Кирилл Белозерский (1337-1427 гг.), был монахом Симонова монастыря в Москве. Он происходил из знатного рода и имел высокий чин архимандрита, что предполагало неплохую жизнь в столице. Однако в возрасте 60 лет (очень немалом по тем временам) он уходит в Белозерье, где начинает новую жизнь: сам валит лес, сеет, строит.
Вместе со своим сподвижником Ферапонтом он поставил на склоне горы крест, выкопал келью и срубил часовню. Через год Ферапонт покинул Кирилла и основал собственный монастырь в 20 километрах отсюда на берегу Бородавского озера (ныне село Ферапонтово). Однако Кирилл недолго оставался один. В след за ним его новый монастырь пришла часть братии из Симонова монастыря. Обитель была перенесена за речку Свияга, на полуостров Сиверского озера, где были возведены Успенский собор, кельи, трапезная, поварня и другие службы.
Край, где обосновался Кирилл, вовсе не был таким уж безлюдным и безмолвным. Берега Шексны и многих ее притоков были издавна густо заселены, поскольку по ней проходил важнейший торговый путь из Москвы на север. С первых же дней своего пребывания на Сиверском озере Кирилл начал активную скупку земель и прочую хозяйственно - административную деятельность. Кирилл не только создал монастырь, но и отладил его работу так, что и после его смерти (а умер Кирилл в 1427 году в возрасте 90 лет) монастырь продолжал наращивать свое богатство и влияние в общегосударственных масштабах.
Рост монастыря
При игумене Трифоне (1435-1447 гг.) в монастыре началось обширное строительство. В XV-XVII веках он стал влиятельным религиозным центром, который стремилось посетить множество паломников, культурным и экономическим центром Русского Севера.
Процветанию монастыря способствовали существенные денежные пожертвования московских князей и бояр. Монастырь пользовался покровительством великих князей и царей, в том числе Василия Темного, получившего здесь благословение на борьбу с претендовавшим на престол Дмитрием Шемякой; Василия III, вымолившего вместе с женой рождение наследника; и Ивана IV Грозного, который и был тем самым наследником.
В 1601 году только в Белозерском уезде во владении монастыря было 11 сел, 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей, а в 1-й половине XVI века его собственностью были земельные владения в 16 уездах России, соляные промыслы, производившие ежегодно 30-50 тысяч пудов соли, рыбные ловли, а также собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, Вологде, Ярославле и других городах.
Монастырские постройки и укрепления
Одна из стен Кирилло-Белозерского монастыря обращена к городу, другие построены вдоль берегов Сиверского и Долгого озер. Монастырь занимает площадь около 12 га, превосходя по размерам Троице-Сергиеву Лавру и Соловецкий монастырь. Он сформировался из нескольких последовательно возникавших частей: Старого Города, образованного Успенским и Ивановским монастырями, и Нового Города.
Главные укрепления опоясывали его Западную часть, называющуюся Большой Успенский монастырь, - тот самый, который был построен переселившейся сюда братией московского Симонова монастыря.
Доминирующее положение в ансамбле Успенского монастыря занимает величественный кубический четырехстопный одноглавый Успенский собор (1497 г.). Он был первым каменным храмом монастыря и третьим каменным всего Русского Севера (после соборов Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма.
За пять теплых месяцев артель каменщиков Прохора Ростовского завершила каменную кладку собора. Впоследствии храм перестраивался: изящное позакомарное покрытие храма было заменено четырехскатной кровлей, строгую шлемовидную главу сменила вычурная барочная. Сегодня составить целостное впечатление об этом храме практически невозможно: с годами он "оброс" более поздними постройками, вплотную обступившими его. К северо-западному углу собора пристроены две небольшие кубические одноглавые бесстолпные церкви – Владимирская (1554 г., ставшая усыпальницей князей Воротынских) и Епифания (1645 г. усыпальница князей Телятевских). С юга к собору примыкает придельная церковь, сооруженная в 1792-1794 годах над гробницей основателя монастыря Кирилла Белозерского.
До наших дней в Успенском соборе почти полностью сохранился пятиярусный иконостас, современный его постройке – уникальный факт в истории русского искусства. Фрески, датированные 1641 годом, выполнены одним из лучших отечественных стенописцев Любимом Агеевым, участвовавшим в росписи Успенского собора Московского кремля. На северной паперти – фрески, созданные костромскими и ярославскими мастерами в 1650 году – интересный образец перехода от сурового средневекового стиля к многословному барокко.
Справа от Успенского собора располагается мощная четырехстолпная церковь Архангела Гавриила, построенная в 1531-1534 годах Василием III в благодарность за рождение у него сына – Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня (1757-1761 гг.), к которой с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения (1519 г.). В южном углу Успенского монастыря, в окружении Больничных палат и келейного корпуса стоит небольшая, но очень изящная церковь Евфимия (1653 г.) с деревянным шатровым покрытием.
В XVI веке взамен деревянных укреплений монастырь обнесли сохранившимися до сих пор каменными стенами в два яруса (до 5.2 метра высоты и до 1.5 метров толщины). Были построены две надвратные церкви и четыре угловые башни: Свиточная, Грановитая, Мереженная, и Круглая. Башни достигали 15 метров высоты и имели до 60 амбразур. Позже башни перестраивались, и сегодня мы видим более поздние их варианты. Исключение составляет Свиточная башня, сохранившаяся полностью. В мирное время для военных сооружений находилось соответствующее занятие. Монахи жили в некоторых башнях, использовали их как хозяйственные постройки.
Со стороны Сиверского озера парадный вход в монастырь охраняли Водяные ворота с надвратной трехглавой церковью Преображения (1595 г.).
Вход со стороны города осуществлялся через Святые ворота (1523 г.) с одноглавой надвратной церковью Иоанна Лествичника (1572 г.). Изначально ворота венчались башенкой, и для постройки надвратной церкви их конструкция была усилена понижением подпружных арок и постановкой круглых пристенных столбов.
К Святым воротам, которые служили парадным въездом в Большой Успенский монастырь, по сторонам пристроены каменные двухэтажные палаты 17 века.
С востока к Большому Успенскому монастырю примыкает Малый, или Горний Ивановский монастырь. Он образовался вокруг холма, на котором изначально поставили крест и срубили деревянную часовню основатели монастыря Кирилл и Ферапонт. Это место в середине XIX века отмечено двумя каменными сенями, нарывшими воспроизведенные в дереве часовню и крест.
На вершине холма в 1531-1534 годах также на средства Василия III поставили одноглавую церковь Иоанна Предтечи, а рядом с ней на склоне разместилась одноглавая церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой (1560-1594 гг.); обе эти церкви первоначально были двуглавыми.
Вокруг Ивановского монастыря стены были ниже - до 4 метров и тоньше - всего метр. Всего в ограде было 4 башни, из которых сохранилась лишь одна - Котельная (Глухая), выходящая к озеру. Она внешне напоминает Свиточную, но приземистее и шире ее. Итак, более 1000 метров крепостных стен, 735 бойниц, восемь башен, трое укрепленных ворот, плюс выгодное положение на берегу озера давали возможность населению Кириллова смотреть в будущее с оптимизмом.
Укрепления особенно пригодились жителям Кириллова в Смутное время. Столица края – город Белозерск был разорен и сожжен польско-литовскими войсками, а Кириллов оказался врагу не по силам. Благодаря мощным укреплениям монастырь, в течение шести лет (с 1612 по 1618 годы) осаждаемый интервентами, так и не был взят. Однако он понес серьезный урон: до 90% жителей монастырских слобод были убиты, хозяйства разграблены, деревни сожжены. Оправиться от бедствий войны монастырь смог лишь к 30-м годам XVII века. Он опять стал разрастаться, строились новые церкви и хозяйственные постройки. В середине XVII века монастырю уже принадлежали 20 тысяч крепостных.
В 1648 году, по просьбе царя Алексея Михайловича, в монастыре укрывают от московского восстания его воспитателя боярина Бориса Морозова. За оказанную услугу царь отпускает монастырю огромную сумму на возведение новых стен - 45.000 рублей. В итоге с 1654 по 1680 год монастырь обрастает еще одним оборонительным полукольцом - стенами Нового Города. Они имеют трехъярусное галерейное устройство, на углах сооружены массивные многогранные башни, в середине стен – четырехгранные проездные башни. 732 метра десятиметровых стен, при толщине до 7 метров, башни диаметром 20 метров и высотой около 40, плюс модернизация старых укреплений с учетом развития артиллерии.
Все это создало предпосылки для дальнейшего использования этих строений в качестве тюрьмы. Мощь Российского государства возрастала, внешние враги на далекий север больше не проникали, а внутренний враг - всякого рода бунтари и раскольники всегда были в изобилии. В 16 веке в монастырь были сосланы князья Воротынские, московский митрополит Иоасаф Скрипицын, бояре Шереметьевы и др. Привилегированные узники, такие как отстраненный от должности патриарх Никон (года заточения - 1676 - 1681), содержались в хороших условиях. Для менее известных "злодеев", применялась земляная тюрьма, с вредным для здоровья климатом.
Сегодня въезд в Кирилло-Белозерский монастырь устроен через Казанскую башню, от которой идет прямая аллея к воротам Старого Города. Застройка на территории Нового Города до наших дней не сохранилась. Там теперь размещены памятники деревянного зодчества, доставленные из окрестностей Кириллова: церковь Ризположения из села Бородавы (1486 г.) и ветряная мельница из деревни Щелково (19 в.).
По воспоминаниям П.И.Челищева, посетившего монастырь в 1791 году, богослужение велось в обоих Успенских и Введенском соборах. В остальных храмах службы совершались лишь в их престольные праздники, вследствие чего они имели весьма запущенный вид: выбитые стекла, грязь, хлам, следы проживания птиц...
После своего наивысшего расцвета в эпоху Ивана Грозного монастырь больше не достиг подобной славы. К 1917 году в нем оставалось лишь 7 монахов и 10 послушников. В 1924 году монастырь был закрыт, а на его территории размещен Кирилловский краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В последнее время музей соседствует с монастырем. В Ивановский монастырь вновь пришли иноки. Проводятся богослужения в церкви Кирилла Белозерского.
Развитие города
Сформировавшаяся при монастыре слобода, где жили монастырские служители и ремесленники, располагались кузнечные, кожевенные, деревообрабатывающие и прочие мастерские, в 1776 году была преобразована в уездный город Кириллов, который оставался в этом качестве вплоть до 1927 года – первоначально в составе Новгородского наместничества, затем Новгородской губернии, а с 1918 года – Череповецкой губернии. В 1927 году в нашей стране произошли принципиальные изменения административного деления, в результате которых Кириллов стал районным центром Ленинградской, а с 1937 года – Вологодской области.
Облик исторической части Кириллова в значительной мере определил регулярный план. Он был составлен в 1777 году архитектором Н.Чичериным и высочайше утвержден Екатериной II. В те годы многие села севера получили городской статус и регулярные планы застройки (Углич, Тутаев, Белозерск и другие). По этому плану город составляли сорок пересекающихся под прямым углом улиц и четыре площади, главной из которых отводилось огромное пространство перед Кирилло-Белозерским монастырем. На этой площади располагался главный городской собор – Казанский, и торговые ряды.
Центральной улицей стала Большая Вологодская (ныне ул. Победы), начинавшаяся от ворот монастыря и выводившая на дорогу к Вологде. Вдоль главных улиц предписывалось ставить дома на каменных подклетах, а высота зданий не должна была превышать пяти метров, дабы не закрывать перспективные виды на древний монастырь.
Помимо Казанского собора, в городе было еще три приходских храма, два из которых, хотя и в полуразрушенном виде, дошли до наших дней. Они стояли на окраинах города у дорог, уводящих из города в три стороны (с четвертой стороны город омывается озером).
И все же основное значение в городе имел, да и сейчас имеет именно монастырь. В посаде каменные строения возводились редко, и по сей день в самом центре города много деревянных домов. Промышленности в Кириллове практически нет, и основная его функция – обслуживание музея-заповедника и прием туристов.
В Кириллове имеется единственная гостиница "Русь", расположенная в пяти минутах ходьбы от монастыря. Однако заказывать места в этом четырехэтажном здании нужно заранее. В летний период наплыв туристов такой, что заняты бывают все номера, от дешевых каморок до симпатичных двухкомнатных люксов. Кроме того, летом часты перебои с водой.
Помимо гостиницы, можно остановиться на турбазе в нескольких километрах от города, или в небольшой одноэтажной гостинице в Ферапонтове. Да и местные жители подрабатывают сдачей комнат в наем.
Питание в Кириллове не балует разнообразием. Имеется кафе-бар при гостинице, где часов до 14 можно успеть подкрепиться супом. Есть городская столовая с типично "совковым" меню: яйцо под майонезом, гороховый суп, гречка с подливой. Для более взыскательной публики имеется ресторан "Русь" по соседству с гостиницей. Кроме того, радует наличие вполне приличного круглосуточного продуктового магазина.
Оглавление:
Часть 1. Кашин, Калязин
Часть 2. Рыбинск, Тутаев, Череповец
Часть 3. Кириллов
Часть 4. Белозерский край
Часть 5. Вологда