Осмотрев значительную часть достопримечательностей Вологодской области, пора, наконец, отправиться в ее столицу - город Вологду.
История Вологды
Этот старинный русский город расположен на живописных берегах одноименной реки, формирующей неповторимые городские пейзажи. Интересно, что Вологда ведет свою историю с того же года, что и Москва - 1147. Именно тогда, согласно летописным источникам, вологодский чудотворец Герасим пришел на реку Вологду, на "великий лес" и застал там деревянную церковь Воскресения, вокруг которой и раскинулся "средний посад малого торжка".
Основана была Вологда новгородцами на пути волока, соединявшего бассейны рек Сухона и Шексна. Местоположение города было весьма выгодно: через него проходил торговый путь из Москвы к Белому морю, приобретший особое значение после заключения в 1555 году торгового договора с Англией. До конца XVII века Вологда сохраняла роль форпоста на Севере России.
Иван Грозный
Наиболее колоритные события в истории города связаны с царствованием Ивана Грозного. Впервые царь побывал здесь во время своего знаменитого паломничества по северным монастырям летом 1545 года. А в 1565 году он вновь возвращается в Вологду с повелением "рвы копать и сваи уготовлять, и место чистить, где быть градским стенам каменного здания". Столь большое внимание со стороны государя породило смелую версию о том, будто царь собирался превратить Вологду в столицу, стоящую в центре торговых путей и свободную от влияния бояр. Более осторожные исследователи говорят о строительстве как минимум северной резиденции царя.
Закладка каменной крепости проходила под непосредственным досмотром царя 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город, известное по песням и преданиям. Крепостные стены должны были оградить детинец (кремль) - новый городской центр, выбранный царем и не совпадавший с прежним центром города, - Ленивой площадкой, находящейся несколько ниже по течению реки Вологды, на ее высоком правом берегу. Градостроительными работами руководил известный русский инженер XVI века Размысл Петров.
На протяжении 1565 - 1571 годов Иван Грозный часто бывал в Вологде, наблюдая за сооружением крепости и каменного Софийского собора.
Софийский собор
Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и восходят к столичному прототипу - Успенскому собору в Москве. Вологодский собор отличается от первоисточника особой лаконичностью архитектуры, придающей ему специфическую северную строгость.
В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван IV повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Летописи свидетельствуют, что царь придавал большое значение идее постройки собора. Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем "каменным припасом", который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Строители должны были особенно заботиться о прочности постройки. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя; то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя "лубьем и другими орудиями".
По воле Ивана Грозного, собор имеет одну примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства.
В 1571 году в Вологде начало распространяться сильное моровое поветрие; в том же году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события побудили Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. По другой версии, причиной отказа от завершения строительства Вологодской крепости стала ликвидация опричнины. Но наиболее интересную версию донесла до нас народная молва. Согласно легенде, во время осмотра царем собора из его кровли вывалился камень и повредил государю голову. Сначала государь в гневе приказал разобрать храм, но позже уступил просьбам приближенных и отменил свое решение. Однако в случившемся он увидел дурное предзнаменование, и оставил свои планы в отношении Вологды нереализованными. Вскоре Иван Грозный навсегда покинул Вологду.
С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Храм оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь в 1587 году был достроен и освящен.
Через 25 лет, в тяжелом для России 1612 году собор наряду с другими вологодскими церквями пострадал от польско-литовского нашествия, и его пришлось восстанавливать и заново освящать. После всех переделок, в 1627 году Софийский собор представлял собой каменный трехпрестольный храм о пяти главах.
В 1685 - 1687 гг. стены храма были расписаны ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова. Впоследствии Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; и свой нынешний вид он принял только в XX столетии.
Насон-город
Строительство каменной крепости также прервалось с отъездом Ивана Грозного. Полностью работы удалось завершить только на одном участке - вдоль русла реки Золотуха. "Стена Грозного" имела каменную кладку на высоту до 8 метров. Устрашающий облик крепости дополняли каменные башни и глубокий ров. Каменной была и часть противоположной стены, проходящей параллельно Ленинградской улице. Деревянные, 9-ти метровые стены, возведённые значительно позднее, были скорее украшением, чем реальной защитой от нападения. К середине XVII века Вологодская крепость обветшала и постепенно разрушилась. Золотуха подмыла каменные стены крепости, и их пришлось разобрать. Последним отголоском тех легендарных дней долгое время оставалась каменная пороховая башня, стоявшая на углу современных улиц Октябрьской и Ленинградской. Однако даже она не смогла противостоять силе времени. В 1820 году, при строительстве бульвара, башня была разобрана за ненадобностью. Однако и по сей день от местных жителей можно услышать выражение "город в городе" в отношении квартала в границах бывшего Насон-города.
Вологодский кремль
Современный Вологодский кремль (название комплекса появилось в XIX веке) - это часть бывшего грозненского кремля-детинца. Вологодский кремлевский комплекс создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду, у них нет единого стиля.
К Вологодскому кремлевскому комплексу традиционно относят Архиерейский двор (главным образом благодаря его высоким крепостным стенам), и неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор, и Софийскую колокольню. Софийский собор, хотя и находится вне крепостных стен, градостроительно неразрывно связан с кремлем.
Соборная колокольня, как бы встроенная в восточную стену, возвышается напротив собора. В юго-восточном углу ограды располагается второй, меньший по размеру собор - Воскресенский.
Архиерейский двор
До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Они были обнесены деревянным забором с несколькими воротами.
Первой каменной постройкой стал Симоновский корпус (или Архиерейские палаты) с одноглавой домовой церковью Рождества Христова, названный по имени архиепископа Симона, при котором он был построен в 1669 - 1671 годах. Это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде.
Сразу после появления епископского "дворца" Архиерейский двор в очень короткий срок (1671 - 1675 годы) был обнесен высокими каменными стенами с многочисленными хозяйственными постройками, несколькими воротами и четырьмя башнями на углах неправильного четырехугольника.
Высокая ограда с ее бойницами, с крытыми переходами по внутренней стороне, построенная по правилам фортификационного искусства XVII века, напоминает крепость, хотя и никогда не подвергалась вражескому нападению. Эти внешние атрибуты древнерусского крепостного зодчества имели чисто символический смысл. Сооружение обширных и парадных резиденций духовных властей типично для конца XVII века.
Особенно интенсивное строительство на территории нынешнего кремля, то есть в Архиерейском доме и в Софийском соборе, велось в 60-70-х годах XVIII века при вологодском епископе Иосифе Золотом. Главным результатом этих строительных работ можно считать создание его личных апартаментов - роскошных трехэтажных каменных покоев, построенных в нарядных формах барокко.
В тех же барочных формах при Иосифе был возведен Воскресенский собор, о котором речь пойдет ниже.
Кроме того, при Иосифе Золотом в Архиерейском доме был разбит сад с фруктовыми деревьями и большим прудом (вне кремлевских стен), и посажены новые деревья в центральном дворе.
В архиерейской ограде было несколько ворот, главными из которых считались восточные Святые ворота. Они существовали еще со времен деревянной ограды, и были тогда "створистыми", с прорезной решеткой, украшенными иконами и увенчанными тремя шатрами. В середине XVII века над Святыми воротами вместо обитых "чешуей" шатров была построена домовая Трехсвятная церковь. При строительстве каменных стен церковь разобрали, а впоследствии и сами ворота были заложены.
Заложены были также несколько других ворот, и в настоящее время в Архиерейский двор ведут лишь два входа: главный вход с востока, расположенный между Воскресенским собором и колокольней; и второй - почти у северного угла каменной ограды, приводящий на Консисторский дворик.
Сложившаяся на протяжении трех столетий застройка разделила территорию кремля на три двора. Из них главный, центральный занимает большую часть территории; в северо-восточном углу находится небольшой Консисторский дворик, в северо-западном - хозяйственный двор.
Во второй половине XX века проводилась реставрация некоторых кремлевских зданий. В настоящее время большая часть бывшей архиерейской резиденции используются Областным краеведческим музеем-заповедником.
Колокольня
Величественная, стройная колокольня Софийского собора заслуживает отдельного описания.
Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20- х годах XVII века. В писцовой книге 1627 года она описывается деревянной, восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым "чешуей". В колокольне было "двои полати", три лестницы, часы; колоколов одиннадцать: 2 больших, 9 средних и малых. В 1636 году эта колокольня сгорела. Новую деревянную колокольню срубили в 1642 году.
В 1654-1659 годах ее заменили каменной, столпообразной, также восьмиугольной колокольней, с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой, причем материалом для строительства употреблялся запас камня, сделанный Иваном Грозным для постройки в Вологде каменной крепости. Это сооружение являлось прекрасным образцом звонницы русского стиля. В 1659 году починили и перенесли на новую колокольню боевые часы. При Иосифе Золотом каменная Софийская колокольня была отремонтирована и побелена. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов. Эта колокольня просуществовала до XIX века.
В 1860-х годах вологодский архиепископ Палладий пожелал видеть колокольню главного городского храма самой высокой в епархии. Древняя, просуществовавшая более двухсот лет колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и ярус звонов были сняты, а нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой, колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 - 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.
Псевдоготические формы современной Софийской колокольни соседствуют с древнерусской позолоченной луковичной главой. При явно эклектическом общем стиле сооружения, безусловно удачен общий силуэт, хорошо выражающий свое предназначение - служить колокольней главного в епархии соборного храма.
Аналогию древней каменной звонницы и почти ее современницу можно видеть и в настоящее время - это колокольня Владимирской церкви.
На Софийской колокольне сохранился настоящий музей колоколов, преимущественно голландских, русских и немецких - XVII, XVIII и XIX веков. Наиболее интересны колокола XVII века с характерными для того времени названиями: "Часовой" (1627 г.), "Великопостный" (1643 г.), "Водовоз" (1643 г. ), "Малая Лебедь" (1656 г.), "Большой" весом 400 пудов (отлит в Любеке, 1687 г.), "Большая Лебедь" (1682 г.), "Архангельский" (1689 г.) и другие.
С колокольни открывается великолепный вид на город, а вдали, за городом, виднеются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.
Воскресенский собор
Воскресенский собор - третье из сооружений Вологодского кремля, стоящее вне его стен и, тем не менее, являющееся неотъемлемой его частью.
Первоначально теплый каменный храм, предназначенный для зимнего богослужения, на территории кремля был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня. Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году собор был полностью разобран и возведен вновь, уже как Воскресенский.
Храм был построен при вологодском епископе Иосифе Золотом, на месте юго-восточной кремлевской башни. Для постройки собора было получено разрешение использовать камень и кирпич из развалин крепостных стен и башен Насон-города. Строительство собора началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Теплый кафедральный собор был достроен при Вологодском преосвященном епископе Иринее и 30 октября 1776 года освящен во имя Воскресения Христа Спасителя.
В Вологодском музее хранится деревянная модель собора, которая отличается от возведенной постройки гораздо более тонкой и изящной трактовкой деталей. По-видимому, она была выполнена столичным архитектором. Само же строительство осуществлялось под руководством местного архитектора Златицкого, который возвел собор согласно модели в формах барокко, остававшегося модным в Вологде в конце XVIII века.
По композиции Воскресенский собор довольно оригинален. Он представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами по сторонам и длинным, сильно вытянутым алтарем. Двухъярусные башенки-главки приделов окружают венчающий собор большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с центральной главой.
В 1824 году в честь приезда в Вологду императора Александра I со стороны соборной площади к зданию был пристроен ампирных форм парадный вход-портик, с четырьмя колоннами и фронтоном.
В середине XIX века интерьер собора расписан ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора. Интерьер собора значительно перестроен в 1832 - 1833 годах.
Воскресенский собор сам по себе довольно интересен, однако на фоне мощных кремлевских стен и в особенности вблизи Вологодской Софии он несколько теряется. В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.
В доме, где резной палисад...
Мощным градообразующим элементом в городе служит река Вологда, разрезающая его своим извилистым руслом. С набережных и мостов открываются живописные виды на городскую застройку, тут и там украшенную силуэтами церквей и колоколен.
До середины XVII века Вологда была деревянной. Центральная часть города по сей день сохраняет целостную жилую деревянную застройку конца XIX - начала XX веков. Большинство памятников деревянного зодчества покрыты изумительной по красоте, тончайшей резьбой. Недаром в популярной песне прошлого пелось о "доме, где резной палисад". В этом северном, богатом лесами краю, искусство резьбы по дереву всегда было на высоте. Каждый уважающий себя хозяин обязательно владел секретами этого мастерства. Резные наличники, ставни, ворота и фронтоны придавали каждому дому совершенно неповторимый облик.
Одним из интереснейших проявлений деревянной скульптуры всегда была посуда. Ложки, тарелки, чашки, ковши - всё вырезалось из дерева. Признанными центрами изготовления деревянной посуды с XVII века были Кирилло-Белозерский монастырь и село Кубенское.
Но не только деревянной резьбой знаменита вологодская земля. Не только в России, но и за рубежом высоко ценится вологодское кружево. Вологодское масло, молоко, кефир известны по всей стране.
Вологодская земля дала России немало выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Среди них поэт К. Батюшков, писатель В.Гиляровский, знаменитый художник -баталист В.Верещагин, физиолог Н.Введенский, авиаконструктор-С.Ильюшин, летчик-космонавт П.Беляев, поэт Н.Рубцов. Каждый из них провел часть жизни в этом северном городе.
Спасо-Прилуцкий монастырь
Вологда богата архитектурными памятниками, но необходимо сказать еще об одном, расположенном в двух километрах к северо-востоку от города, в излучине реки Вологды. Здесь расположен Спасо-Прилуцкий монастырь, получивший свое название от главного Спасского храма и речной излучины, огибающей обитель.
Спасо-Прилуцкий монастырь основал в конце XIV века (между 1377 и 1392 годами) преподобный Дмитрий Прилуцкий, уроженец города Переславля Залесского, известный деятель русской церкви второй половины XIV века, ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Прилуцкий построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков.
Подобно другим северным монастырям, Спасо-Прилуцеий монастырь имел выгодное геополитическое расположение, благодаря чему пользовался поддержкой московских князей и царей. Освобождение от уплаты податей, богатые пожертвования в виде земель, денег, церковной утвари позволяли монастырю быстро отстраиваться и благоукрашаться. Сокровища монастыря привлекали внимание соседей - устюжан и вятчан. Сохранились свидетельства об их нападениях на монастырь в конце XIV - начале XV веков.
Однако царствующие особы не оставляли монастырь своим вниманием. Иоанн III перед походом на Казань вытребовал из монастыря образ Преподобного Димитрия Прилуцкого, а после победы в казанском походе он вернул икону монастырю, украсив золотом и серебром. В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре "у чудотворцев" был князь Василий III с женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о чадородии. Иоанн Грозный в 1545 году приезжал в обитель на богомолье, а в 1552 году взял из монастыря Киликиевский крест при сборах в Казанский поход. В 1812 году, при вторжении французской армии в Москву, в соборной Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, многих московских монастырей и соборов.
Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия.
Первоначально все постройки обители были деревянными, однако, обладая значительными средствами, необходимыми для благоустройства, Спасо-Прилуцкий монастырь ранее многих современных ему обителей начал украшаться каменными строениями. Начало новому архитектурному ансамблю положило возведение в первой половине XVI века каменного соборного храма во имя Всемилостивого Спаса и соборной колокольни.
Огромный, величественный Спасский собор царит над всем комплексом. Его могучий кубический объем с тремя крупными полуциркульными апсидами поставлен на высокий подклет, окруженный галереей, и завершен торжественным пятиглавием. Столичное происхождение подобного типа соборного храма очевидно.
Одновременно с возведением собора строилась колокольня. Первоначально это был столпообразный храм с престолом во имя Трех Святителей, над которым располагался ярус звонов. Подобные столпообразные церкви-колокольни были широко распространены на Руси в XVI веке. Однако эта колокольня вскоре была разобрана и заменена новой.
Ныне существующая каменная соборная колокольня (1639-1656) обладала более значительными размерами, и лучше соответствовала масштабам архитектурного комплекса. Широкий нижний ярус ее составляет подклет с двумя кельями, выше, в двух следующих этажах, помещалась церковь Алексия, высокий восьмерик с открытыми арочными проемами, завершенный шатром, являлся собственно колокольней. Таким образом, новая соборная колокольня, как и ее предшественница, включала в себя храм, что для построек XVII века не совсем обычно и говорит о следовании традициям. В XVIII веке колокольня была надстроена и увенчана фигурным куполом со шпилем, превратившись в характерное для Вологды ярусное здание.
К собору примыкает галерея-переход (с XVII века - крытый), связывающий его с трапезным комплексом. Двухъярусные крытые переходы с проездными арками внизу соединяют Спасский собор с корпусом, включающим трапезную палату, небольшую Введенскую церковь и древние настоятельские кельи. Архитектура этих памятников выдержана в строгом стиле, аналогичном стилю собора.
В северной стене находится главный въезд в обитель - Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения Господня, построенные вскоре после соборного Спасского храма. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск и Белозерск.
Святые ворота, Вознесенская церковь над ними и часть каменной стены являются древнейшей частью монастырской ограды, возникшей в конце XVI века, когда все остальные стены с башнями были еще деревянными. Позднее Вознесенская церковь и Святые ворота оказались включенными в кольцо крепостных стен.
Вознесенский надвратный храм очень прост по композиции и в то же время оригинален. Его кубический объем лишен алтарных апсид, и завершается одной световой главой, первоначально водруженной на два яруса кокошников (кровля изменена на купольную в 1815 г.). Кокошники не отвечали конструкции сводов и являлись декорацией, усиливающей стройность силуэта всей постройки. Двухчастное членение стен, редко встречающееся в древнерусском зодчестве, отражает двухстолпную конструкцию интерьера здания.
Кроме главных Святых ворот, в монастырь ведут Малые ворота в восточной стене и Водяные ворота, выходящие к реке Вологде.
Следует обратить внимание на деревянную шатровую Успенскую церковь - памятник мастерства безымянных древоделов первой четверти XVI века. Это - один из самых ранних шатровых храмов, можно сказать, древнейший памятник шатровой деревянной архитектуры, дошедший до наших дней. Она была восстановленна и перевезенна в 1960-х годах из Александро-Куштского монастыря, основанного в 1420 году в глухой болотистой местности, на низком берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Установка этого интересного памятника на территории обители в какой-то степени воссоздает картину древнего монастыря с его смешанной застройкой - каменной и деревянной.
В XVII-XVIII веках территорию Спасо-Прилуцкого монастыря заполняло множество всевозможных деревянных построек. Среди них были и жилые, но главным образом - хозяйственные. Все эти деревянные строения не сохранились, а между тем именно они когда-то придавали монастырю вид зажиточного древнерусского городка с его развитым феодальным хозяйством.
В начале XVII века монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда, и лишь с одной стороны - каменная. Отсутствие надежных крепостных стен явилось одной из причин неоднократного разорения монастыря. Поэтому в 1640- 1650-х годах начинается строительство мощных каменных укреплений, которое было завершено в 1656 году, о чем свидетельствует соответствующая надпись, вырезанная в камне над Святыми воротами.
Новые каменные стены превратили Спасо-Прилуцкий монастырь в неприступную крепость. В плане стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника общей протяженностью около 950 метров. Толщина стен превышает 2 м, высота колеблется в зависимости от их оборонного значения, достигая в местах, не имеющих естественных препятствий, 7 метров.
Существующая ныне окраска красно-оранжевых тонов имеет позднейшее происхождение (вероятно, XIX век). Первоначально монастырская ограда, по традиции, была, несомненно, побелена.
Мощные башни на северном, южном и восточном углах ограды сильно выступают за линию стен, и, вероятно, первоначально рассматривались как главные оборонительные сооружения. Высокие, в основном 16-гранные, они имеют несколько ярусов бойниц и приспособлены к круговой обороне. Стены между башнями имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стен устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом по периметру монастырской ограды. Со стороны реки Вологды перед стеной устроен земляной вал.
Прежде башни венчали деревянные шатры со смотровыми вышками, замененные в XVIII веке современными фигурными кровлями. В юго-восточной и северо-восточной части ограды до сих пор сохранились так называемые "мешки", или каменные столбы с узкими помещениями внутри, куда заключали особо важных преступников; небольшие отверстия в этих мешках служили для подачи пищи заключенным; кроме того, "каменные мешки" служили для хранения пороха и прочих боеприпасов.
Таким образом, Спасо-Прилуцкий монастырь является интереснейшим архитектурным ансамблем, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют вместе с тем неповторимое сочетание, подчеркивающее единство эстетического идеала нескольких поколений зодчих.
В 1955-1960 годах вологодские научно-реставрационные мастерские под руководством архитектора Г.П. Белова проводили масштабные реставрационные работы в монастыре. Все постройки подвергались конструктивному укреплению стен, сводов и фундаментов. Некоторые здания были восстановлены в первоначальном виде, очищены от позднейших переделок и надстроек. Спасский собор восстановил утраченную шлемовидную форму глав. У монастырских построек были восстановлены оконные и дверные проемы, деревянные кровли, настелены тесовые полы, побелены фасады.
В настоящее время здесь расположен действующий мужской монастырь.
Ночлег
Вологда - достаточно крупный город, и проблема ночлега здесь не стоит. Есть возможность выбрать временное пристанище на любой вкус и кошелек.
Гостиница "Спасская" - расположена в центре Вологды. Номера 1-но и 2-х местные с удобствами (WC, TV, телефон). В гостинице имеется ресторан, бар, сауна, солярий, парикмахерская, тренажерный зал.
Гостиница "Вологда" - расположена в центре Вологды, недалеко от ж/д вокзала. Номера 1-но и 2-х местные с удобствами (душ, туалет). В гостинице есть ресторан, парикмахерская, охраняемая стоянка.
Общественное питание налажено в Вологде неважно. Отыскать столовую или кафе крайне сложно. После долгих поисков мы обнаружили симпатичное местечко в подвале продовольственного магазина на ул.Герцена.
Оглавление:
Часть 1. Кашин, Калязин
Часть 2. Рыбинск, Тутаев, Череповец
Часть 3. Кириллов
Часть 4. Белозерский край
Часть 5. Вологда