В продолжение предыдущей заметки о стыде - чувстве, которое обычно вызывается нарушением тех или иных норм нравственности и морали, или попросту правил поведения, сегодня предлагаю поговорить об этих самых правилах. Иначе говоря, о вежливости.
В детстве книжка об этикете была у меня одной из самых любимых. Это было польское карманное издание в мягкой обложке, которое мама читала мне, на лету переводя на русский. Написано было весело, с множеством смешных примеров, «как не надо себя вести», поэтому книжка мне нравилась чрезвычайно.
В наши дни издается немало книг о вежливости, как для взрослых, так и для детей – с иллюстрациями, в стихах, с примерами, от известных авторов. И все же вежливость берется не из книг.
Вежливости даже не учат в школе. Отчасти ей учат в детском саду, напоминая малышу о «волшебных» словах, приучая здороваться, прощаться, благодарить. Мой сын в младшей группе часто забывал про эти «формальности», поэтому, когда я уводила его из сада, воспитательница напоминала: «Что нужно сказать?» «До свиданья! Еще приду!» - радостно выкрикивал сын и бежал в направлении калитки.
Например, мало кто сейчас может сказать, как правильно здороваться. А между тем, существует целая наука:
- Младший первым приветствует старшего
- Подчиненный первым приветствует начальника (а ученик – учителя)
- Мужчина первым приветствует женщину
- Входящий первым приветствует находящихся в помещении
Это касается устных приветствий. С рукопожатием все ровно наоборот. Руку для рукопожатия первой подает женщина (если хочет поздороваться таким образом), и старший младшему.
Или взять ситуацию, когда к вам пришли гости. Целые главы написаны о том, как правильно преподнести подарок и как его принять, как вести себя за столом и так далее. Один мой знакомый в детстве был приглашен на день рождения, но в процессе праздника поссорился с именинником, забрал подарок и ушел домой. Конечно, родители ему объяснили, что так не делают, и он вырос вполне благовоспитанным человеком. А есть среди моих знакомых и такие, кто на другой день после праздника звонит и благодарит за приятный вечер – и это в наше-то время!
Но что говорить о таких тонкостях, если мало кто соблюдает даже элементарные правила вежливости. Мне не раз случалось сталкиваться с тем, что некоторые соседи по подъезду и одна из консьержек просто не отвечают на мои приветствия. А из одноклассников дочери был только один, который всегда со мной здоровался (хотя и другие знали меня в лицо), чем, конечно, создал о себе самое благоприятное впечатление.
Конечно, вежливость постигается не по книгам, эти привычки воспитываются с самого детства в семье. Но бывает (и даже не редко), что у вежливых родителей вырастают не очень вежливые дети. Возможно, в каких-то случаях причина в дефиците внимания, которым страдают сейчас многие дети – их мозг настолько поглощен какими-то своими мыслями, что не успевает отреагировать на изменившуюся обстановку (например, встречу со знакомым взрослым). Но конечно, СДВГ не может служить оправданием для грубости.
Всем известно, что правила вежливости требуют уступать в транспорте место пожилым, пассажирам с детьми и беременным женщинам. Но, несмотря на постоянные напоминания по радио, с каждым годом следуют этому этикету все меньше и меньше. Мало кому из школьников придет в голову уступить место бабушке, не говоря уже об однокласснице. Зато частенько встречаются мужчины – любители сидеть, расставив в стороны колени на максимально возможную ширину, нимало не заботящиеся об удобстве соседей.
Каждая семья справляется с этим в меру собственных представлений о тех или иных аспектах поведения. Единого свода правил тут нет: то, что для одних абсолютно незыблемо, для других вовсе необязательно. Если по вопросу приветствий и благодарности все придерживаются более-менее одного мнения (хотя и тут могут найтись люди, не считающие необходимым здороваться, например, с консьержем), то относительно менее очевидных правил этикета расхождений еще больше.
А ведь существует еще и сетевой этикет, который меняется чуть ли не каждый год и даже не отражен в книгах и пособиях для тех, кто хочет научиться быть вежливым. Сетевой этикет – вообще явление настолько зыбкое и расплывчатое, что разные мнения о нем часто приводят к ссорам, обидам и взаимным банам. Главным образом это связано с трудностями передачи эмоций в электронном виде. Хотя существует огромное количество смайликов, но разными людьми они могут быть поняты по-разному. А в некоторых случаях люди занимаются откровенным троллингом, ища не общения, а развлечения.
Как бы то ни было, и в реальной жизни, и в сети люди вежливые, причем искренне вежливые и доброжелательные к окружающим, всегда вызывают приятное чувство и располагают к дальнейшему общению. Поэтому вежливость – это качество, которое, несомненно, пригодится нашим детям в жизни, и не стоит жалеть усилий на его воспитание.