По традиции Церкви младенца крестили на сороковой день жизни. Какого-то церковного установления крещения на сороковой день нет, это скорее практика, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в сороковой день, в соответствии с законодательством Моисея.
Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много, и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца при наречении имени. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно, когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.
Понятно, что в таком возрасте требовать от младенца веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились "крестные" - люди, за веру которых крестят младенцев.
Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию. Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. По Требнику, необходимым считается только один восприемник — крестный отец для мальчика или крестная мать для девочки. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого.
Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини; также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.
В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.
При Крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем, если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку — крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель, крестный (того же пола, что и младенец), принимает его из рук священника. Отсюда славянское название крестного - восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры. Эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник — крещеный и православно верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения. Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам.
Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
Потому, что вера младенца, это вера его крёстных! Крёстные предлагают за него свою веру, свое исповедание и свое сердце, и любовь к Богу. И если этого нет у восприемников, значит, этого нет и у их крестника или крестницы.