Когда добрые дети, отправляясь в какой-нибудь неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, нежная мать, искренно и с любовью благословляя их, каких только задушевных чувств и сердечных благожеланий не выскажет им!
Так же поступает и любвеобильная Церковь Христова, когда покорные чада ее – жених и невеста – приходят в храм Божий, прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни.
Церковное венчание. Фото - фотобанк Лори
Бог установил брак как союз любви мужа и жены для продолжения человеческого рода и воспитания детей. Как сказано в книге Бытия, после сотворения Адама и Евы благословил их Бог, и сказал им Бог: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».
Спаситель освятил союз жениха и невесты Своим присутствием на браке в Кане Галилейской, где совершил Свое первое чудо. Беседуя же с искушающими Его фарисеями о браке и разводе, Господь говорил: "Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает".
В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они бу-дут верны друг другу всю жизнь. Конечно, такое обещание и сам брак должны быть свобод-ными и непринужденными.
В Таинстве Брака благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое. Благодать Святого Духа является в этом Таинстве силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое духовное соединение – христианскую семью.
Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может существовать без таинств, то есть без того, чтобы какие-то состояния, какие-то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и - продолжает он - брак как единство двоих в раз-розненном мире является таким таинством, чудом, превосходящим все естественные взаимные отношения, все естественные состояния!
Важно понимать, что в союзе мужчины и женщины, освящённом Таинством Брака, Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества, например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом.
И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа яв-ляется в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духов-ное соединение - христианскую семью.
Причём, цель этого соединения не только в продолжение рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, по-тому что христианская семья - это Малая Церковь Христова, христианский брак - одна из форм служения Богу.
Как готовиться к венчанию
Для совершения церковного брака нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы передавались как домашняя святыня от родителей к детям.
Жених и невеста должны приобрести обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. По традиции одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподоб-ляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом, оно для жены. Зачастую сегодня для обоих брачующихся покупаются золотые кольца.
Но все же, главное приготовление к предстоящему Таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в 6paк подготовить себя к Таинству подвигом поста и молитвы, покаяния и причащения.
Советы венчающимся:
- Чтобы Венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться об его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения Таинства. Во многих храмах существует предварительная запись, когда указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник.
- В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение Таинства в день свадьбы. Обычно такие квитанции оформляются за свечным ящиком. Однако в этом случае нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Можно договориться с конкретным священником, служащим в этом храме, чтобы Таинство совершил именно он.
- В Церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.
- В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед на-чалом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам лучше в день Венчания или предшествующий Венчанию исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
- Если супружеская жизнь уже имеет место, следует воздержаться в предшествующую венчанию ночь от брачных отношений.
- Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
- Возьмите с собой кусок чисто белого полотна – «подножие». На нем молодые будут стоять.
- У невесты непременно должен быть головной убор – платок, шарф или фата. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
- Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на Венчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва "за воспитавших родителей"). Нев-нимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.
Что надо знать свидетелям на венчании
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружки, а в богослужебных книгах - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге. Они принимали участие в обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству Венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в крещении: как вос-приемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
Что может препятствовать христианскому браку
Обычно готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в ЗАГСе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее, условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако, не всякий гражданский брак может быть освящен в Церкви.
Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.
Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя крестными одного и того же ребенка.
Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако, в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.
Венчание во второй раз
Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование Таинства Брака.
Венчаться никогда не поздно
В советское время множество супружеских пар образовалось без благословения Церк-ви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность друг другу, воспитыва-ют детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства Венчания, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.
Как совершается Таинство Брака
Таинство Брака делится на две части – обручение и венчание.
Таинство Брака совершается посреди храма перед аналоем, на котором находятся крест и Евангелие, и начинается с обручения, смысл которого символически выражают кольца - знак нерушимого союза двух людей. То, что обручение совершается в храме, озна-чает, что муж принимает жену от Самого Господа.
Обручение
В храме жених становится по правую, а невеста по левую сторону. Священник триж-ды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Свя-того Духа» и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом не-веста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют радость и ту любовь, которую они питают друг к другу и которая должна быть всегда пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую на них благодать Божию.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
При обручении кольца имеют очень важное значение: это не просто дар жениха не-весте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Перед чином обручения священник кладет кольца на правую сторону Святого Престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что прикасаясь к Святому Престолу и находясь на нем кольца принимают силу освящения и в последствии низводят на брачующихся благослове-ние Божие. Кольца на Святом Престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених наде-вает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен произ-водится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (часто кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал жениху и не-весте Ангела хранителя и руководителя в новой жизни.
На этом обручение заканчивается.
Венчание
За обручением следует венчание.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, символизирующие духовный cвет Таинства, торжественно проходят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут как фимиам, возноситься к Богу.
Жених и невеста становятся перед аналоем на разостланный на полу плат (белый или розовый). На аналое лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и от-сутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
"Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?", - спрашивает священник, и жених отвечает: "Имею, честный отче". - "Не связан ли ты обещанием другой невесте?" - "Нет, не связан".
Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?" - "Имею, честный отче". "Не связана ли обещанием другому жени-ху?" - "Нет, не связана".
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и неру-шимость своего намерения вступить в супружество.
И только теперь начинается таинственное освящение супружества Божественною бла-годатью - Таинство Венчания.
Священник произносит три молитвы, в которых молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать.
Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: "Благосло-ви брак сей: и подай рабам Твоим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное и неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; ис-полни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни так чтобы они делились избыт-ками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению".
Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, со-хранил и помянул брачующихся. "Даруя им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им се-мя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, во-круг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем".
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоля-ет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты Венчания. То, о чем священник мо-лил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Бо-жием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать об-раз Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произно-сит: "Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Бо-городицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: "Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!" При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: "Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!".
Возложение венцов и слова священника: "Господи наш, славою и честью венчай их" - запечатлевают Таинство Брака. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, а невеста – жена своего жениха. С этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, ибо «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Затем читаются Апостол и Евангелие, говорящие о значении брака и о благословении Спасителем брака в Кане Галилейской.
Последнее изречение апостола: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Хри-сту и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да бо-ится своего мужа”.
«Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом, - пишет митрополит Антоний Сурожский, - Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жиз-ни и Своей смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: “Я тебя люблю”, - и эта лю-бовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотвер-женной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, об-радовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это - неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.
А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она - не-веста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, кото-рая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она - не-веста, та, которая настолько - так глубоко, так совершенно - возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно - даже на страдания, если нужно - на крест.
Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем».
Затем приносится чаша с красным вином (чаша общения), и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. В знак того, что муж и жена должны разделять радости и страдания друг друга, венчающиеся испивают вино из общей чаши - символизирующей жизненную чашу радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, как глава семьи, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя под пение свадебных тропарей.
Каждый круг хор сопровождает особым песнопением. В первом говорится о вопло-щении Сына Божия от Девы Марии, во втором Церковь просит молитв святых мучеников о том, чтобы и новобрачные прошли трудный путь семейной жизни, и, не взирая на трудности, не поколебались в исполнении заповедей Господних. Наконец третья песнь воздает славу Богу, Который "апостолов похвала, мучеников радование".
Это круговое хождение венчающихся вокруг аналоя означает вечное шествие рука об руку, которое началось в этот день для этой четы и будет продолжением и явлением совер-шенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, "тяготы друг друга нося", они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.
По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и читает две заключительные молитвы, испрашивая новой семье небесные и земные блага. Он просит Господа, благословившего брак в Кане Гайилейской, воспринять и венцы новобрачных неос-кверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священни-ком, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поце-луем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикла-дываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя.
В завершение таинства священник произносит супругам слово назидания, дает им крест для целования и вручает две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.
Затем новую христианскую семью поздравляют родные и друзья.
Суеверия, связанные с венчанием
Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае - "будешь потом всю жизнь маяться".
Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелие "отцом лжи". А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.
Когда не совершается венчание
Венчаться можно не всегда. Это следует принять во внимание, планируя дату венчания. Есть дни и периоды года, когда церковное венчание не совершается:
- Вторник, четверг, суббота – в течение всего года.
- Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников.
- В течение всех четырех многодневных постов.
- От Рождества (7 января) до Крещения (19 января).
- Во время масленицы.
- В течение Пасхальной седмицы.
- В дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).
Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в последний день, когда венчают), а после постов, или, по крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это, конечно, не церковное постановление, а совет, пожелание собирающимся вступать в брак.
Расторжение церковного брака (церковный развод)
Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии серьезных причин (например, прелюбодеяния - измены одного из супругов или обмана при произнесении свадебных клятв). Кроме того, причинами для развода в настоящее время Церковью признаны:
- сумасшедствие – невменяемость,
- злостный алкоголизм или наркомания при нежелании избавиться от этого порока,
- заболевание сифилисом или ВИЧ.