Массовые ошибки в употреблении мягкого знака в глаголах – бич нашего времени. Даже в статьях на уважаемых сайтах периодически допускают неправильное употребление ТСЯ-ТЬСЯ, что уж говорить об интернет-форумах и соцсетях. Мне, как редактору, это очень режет глаз. Поэтому, заметив, что мой сын тоже делает ошибки в возвратных глаголах, решила составить для него небольшой тренажер для понимания разницы и отработки навыка.
Конечно, я не методист и не учитель, но зато я знаю своего сына, его интересы и чувство юмора, поэтому постаралась сделать задание не очень скучным. Основной идеей было поставить в соседних предложениях, связанных по смыслу, пару почти одинаковых глаголов. Почти, да не совсем.
Сначала – правило.
Мягкий знак в глаголах ставится: |
|
В неопределённой форме глагола (инфинитиве) |
умывать(ся), беречь(ся) |
В окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени |
умываешь(ся), бережёшь(ся) |
После согласных (кроме "й" и "г" – ляг(те)) в формах повелительного наклонения |
исправь(те) |
В возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука |
вернусь, вернитесь, вернулись, вернувшись |
В остальных случаях в глагольных окончаниях мягкий знак не ставится |
Нас в первую очередь интересуют первые два случая, которые как раз и вызывают больше всего ошибок. Ребенку их легче всего объяснить так: если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он есть (что делать? что сделать?). Если в вопросе нет мягкого знака, то и в глаголе его не будет (что делает? что сделает?).
Ниже – задания для отработки. Их можно распечатать и предложить ребенку вставить пропущенный мягкий знак, где это необходимо. Будьте внимательны, встречаются «подводные камни», чтобы ученик не расслаблялся.
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Задания для отработки
Образец: Он пошел (что делать?) умываться. Он (что делает?) умывается.
- Вениамин болеет и не лечит…ся. Потом ему придется дольше лечит…ся.
- К экзамену надо серьезно готовит…ся, а Панкратий готовит…ся мало.
- В кастрюле варит…ся гороховый суп. Ему надо ещё полчаса варит…ся.
- Если лыжники оглянут…ся, то увидят, что мы им машем. Но они смотрят вперед, им некогда оглянут…ся.
- Погода нелётная, ожидание может затянут…ся. А школьники не против, если каникулы затянут…ся.
- Костер никак не хочет разгорат…ся. А, вот, кажется, разгорает…ся.
- Я хочу записат…ся в библиотеку. Завтра пойду записыват…ся.
- Филимон взбирает…ся в гору. Тяжело взбират…ся с таким большим рюкзаком.
- Эй, перестань толкат…ся! Мама, Парамон толкает…ся!
- Наш пёс хочет прогулят…ся. Кто с ним прогуляет…ся?
- Алевтина кривляет…ся. Алевтина, перестань кривлят…ся!
- Исидор кидает…ся снежками. Я тоже буду кидат…ся снежками в Исидора.
- Феоктист не хочет занимат…ся шахматами. Он успешно занимает…ся борьбой.
- Как наш сын мог не явит…ся домой к девяти часам вечера?! Вот будет ему взбучка, когда явит…ся!
- Человеку свойственно ошибат…ся. Я думаю, автор учебника ошибает…ся.
- Винни-пух не смог протиснут…ся в дверь. Вдвоем с Пятачком они точно не протиснут…ся.
- Демьян опять на уроке отвлекает…ся. Сколько можно отвлекат…ся?
- Шерлок всегда догадывает…ся, кто убийца. В этот раз тоже догадает…ся.
- Цыплятам пора уже вылупит…ся. Может быть, завтра вылупит…ся первый.
- Не так уж сложно научит…ся, где ставить мягкий знак, а где нет. Любой научит…ся, если захочет.