Финансовая грамотность – немаловажная часть воспитания ребенка. Узнайте, какие ошибки чаще всего совершают родители, знакомя детей с деньгами.
Ошибка 1. Делать тему денег запретной
Говорить о деньгах в присутствии детей – совершенно нормально. Деньги – это часть жизни семьи, как и все остальное. Вы можете планировать семейный бюджет, рассуждать о стоимости товаров и услуг. Слыша такие разговоры, ребенок будет исподволь знакомиться с темой финансов.
Если ребенок выпрашивает в магазине дорогие игрушки или лакомства, покупка которых не входит в ваши планы, вы смело можете сослаться на их высокую стоимость. Такой отказ воспринимается легче, чем категорическое и голословное: «Нет!»
Даже дошкольника можно приучать к стоимости денег, учить обращаться с ними: покупать, считать сдачу, копить, экономить. Чтобы научить детей ориентироваться в деньгах, можно играть в угадайку: как ты думаешь, сколько стоит пакет молока? А сколько телевизор? Что дороже? И время в пути веселее проходит, и финансовая грамотность повышается.
Ошибка 2. Слишком много говорить о деньгах
Но не стоит перегибать палку и слишком часто акцентировать внимание на деньгах. Если любой разговор в вашей семье сводится к деньгам, любое желание упирается в финансовую тему, вам будет трудно убедить ребенка, что не в деньгах счастье. Незаметно можно выработать у ребенка комплексы и даже страх финансовой несостоятельности, а это в дальнейшем ведет к неуверенности и пассивности. Даже если финансовое положение семьи очень тяжелое, ребенка не стоит пугать этим. Он должен быть спокоен и уверен, что родители все держат под контролем.
Ошибка 3. Не давать карманных денег
Вы сами должны определить, в каком возрасте выдавать деньги на карманные расходы. Как правило, небольшие суммы начинают выдавать детям с первого класса школы. Мотивом к выдаче карманных денег должно быть желание научить ребенка пользоваться деньгами, разбираться в стоимости различных товаров, накапливать деньги, считать сдачу.
Конечно, есть соблазн не давать ребенку в руки наличных, а сразу же класть деньги на карту. Но если ребенок в детстве не получит опыта общения с наличными деньгами, он лишится очень важных навыков. Именно наличные деньги учат школьника считать свой «капитал» и распоряжаться им. Абстрактные деньги на карте для этого не годятся.
Ошибка 4. Давать слишком много карманных денег
Некоторые родители проявляют излишнюю щедрость и выдают ребенку еженедельно слишком крупные суммы, которые ему совершенно не нужны. Еще не имея навыка накоплений, не зная цены деньгам и не понимая, как тяжело они достаются, ребенок совершенно теряется. Он начинает тратить деньги беспорядочно, дарить их друзьям, покупать вредные продукты и портить себе здоровье, и тому подобное.
Гораздо правильнее реально оценить потребности ребенка и выдавать сумму с учетом этих расходов (или чуть больше, посоветовав откладывать излишки на крупную покупку).
Ошибка 5. Контролировать все расходы ребенка
Определив оптимальную сумму карманных денег, нужно давать ребенку свободу распоряжаться ею по своему усмотрению. Ведь наша цель – научить пользоваться деньгами, именно для этого мы их и выдаем. Следить за каждым рублем – значит демонстрировать недоверие, а мы, напротив, хотим научить самостоятельности.
Но не следует пускаться и в другую крайность, пуская все на самотек. Родителю нужно иметь общее представление о том, куда ребенок тратит свои карманные деньги.
Ошибка 6. Платить за хорошие оценки
Родители не должны платить детям за хорошие оценки. К окончанию учебного года при желании можно сделать подарок, но не позиционировать его как заработок. Причина проста: учеба нужна не маме с папой, а самому ребёнку, это его прямая обязанность и инвестиция в его будущее. К тому же пятерка сама по себе – вполне достаточный стимул, а радость и похвала родителей дополняет удовольствие. Не стоит обесценивать родительскую похвалу и переводить отношения в раздел коммерческих – потом будет уже не вернуть обычное человеческое тепло.
Ошибка 7. Платить за помощь по дому
Что касается работы по дому, то оплачивать ее ребёнку абсурдно, ведь нам самим никто не платит за неё. Это просто часть повседневной жизни. Постоянная обязанность по дому или конкретные поручения должны выполняться детьми в контексте необходимой помощи родителям. Если в какой-то момент у подростка возникнет желание получать за неё плату (что редко случается само по себе, обычно повод дают родители), уместно напомнить, что он живет в этом доме, где родители платят коммунальные платежи, питается за родительский счёт, а потому обязан вносить свой минимальный вклад в форме помощи по дому.
Ошибка 8. Лишать карманных денег за проступки
Карманные деньги не должны становиться инструментом воспитания или манипуляции. Если ребенок нахватал двоек или нашалил, это не повод лишать его еженедельно выдаваемой суммы. Найдите другой способ воспитательного воздействия. Деньги вы выдаете для того, чтобы воспитать ответственность и самостоятельность, а не в качестве поощрения, ведь так? А значит, они не должны превращаться и в наказание.
Однако если ребенок намеренно причинил ущерб семейному или школьному имуществу, или испортил вещь кого-то из одноклассников, то это повод потребовать у него компенсации из его собственных карманных денег. Например, на покупку нового учебника взамен порванного. Это будет вполне соответствовать нашей цели – повышению финансовой грамотности.
Ошибка 9. Оценивать будущую профессию по зарплате
Зарплата, безусловно, важна, но если вы будете начинать разговор именно с этого, то рискуете воспитать циника и эгоиста. Работа в первую очередь должна приносить удовлетворение. Быть интересной для вашего ребенка, соответствовать его талантам и склонностям. Когда человек занимается любимым делом, он растет в своей профессии и продвигается по карьерной лестнице, в том числе и финансово. Если же он занимается тем, что ему неприятно, то всегда найдется кто-то более талантливый и увлеченный, кто вытеснит на обочину. И тогда даже перспективная профессия не принесет ожидаемой прибыли.