Все мы иногда вынуждены сталкиваться с медициной. Большинство людей не любят болеть, но к сожалению, это случается и с нами, и с нашими детьми и родственниками. И вот тогда возникает головная боль: брать ли больничный, или перенести «на ногах», лечиться домашними средствами или идти к врачу?

Как болел бы врач Когда хворь знакомая, мы знаем, что с ней делать, а вот если возникают новые симптомы – теряемся и начинаем волноваться. Первым делом лезем в интернет, чтобы если не поставить диагноз, то хотя бы попытаться понять, насколько все серьезно и куда бежать. И это только начало. Дальше предстоит еще более трудный вопрос: идти в районную поликлинику по ОМС или в частную клинику за деньги?

Если случай достаточно серьезный, то мы, скорее всего, бросимся обзванивать друзей и знакомых в поисках надежного врача. Хорошо тем, у кого есть знакомые медики (чего не скажешь о самих этих медиках, у которых телефон, наверное, не замолкает ни на минуту).

Для всех, кому приходилось и придется бывать в роли пациента (то есть буквально для всех, ведь и врачи тоже иногда болеют) медицинский журналист Ольга Кашубина написала книгу «Как болел бы врач: маленькие хитрости большого здравоохранения».

Как человек, которому доводилось носить белый халат и работать в поликлинике, Ольга делится бесценными инсайдерскими советами, которые помогут наладить контакт с врачами и оптимизировать скудное время консультации. Автор максимально подробно описала алгоритмы действий в различных ситуациях: когда вы выбираете лечебное заведение; сомневаетесь, вызвать ли скорую; ложитесь в больницу или думаете, чем отблагодарить медперсонал за быстрое выздоровление.

На презентации своей книги автор поделилась некоторыми аспектами, волнующими как пациентов, так и врачей.

О взаимных претензиях пациентов и врачей

Наиболее частые претензии пациентов к врачам:

  • Врачи не слушают
  • Врачи грубы
  • Врачи порицают пациента за то, что он заболел (довел себя до такого состояния)
  • К врачу длинная очередь

Кстати, пациенты тоже не всегда идеальны, и врачам тоже есть на что пожаловаться. Наиболее частые претензии врачей к пациентам:

  • Пациенты не слушаются назначений, не принимают лекарства, самовольно меняют дозировку или даже препарат
  • Пациенты пытаются показать, что они умнее врача, ссылаются на интернет
  • Пациенты тоже бывают неорганизованные, невежливые
  • Пациенты критикуют медицину в целом (врачи и сами знают, что не все идеально, но слушать обобщения на эту тему во время приема им обидно)

То есть проблемы по большей части коммуникативные. Юристы подтверждают, что 90% исков к врачам связаны с коммуникациями. Если бы врач и пациент просто чуть подольше и поподробнее пообщались, многих проблем можно было бы избежать.

Но на практике, если у тебя огромное количество пациентов, которые чуть ли не выламывают дверь, тяжело быть милым и учтивым и внимательно расспрашивать каждого. В конечном счете это сказывается на качестве лечения, потому что врач, который не дослушал пациента о его жалобах, может поставить неправильный диагноз.

Все начинается с того, что в медицинских ВУЗах врачей не учат общаться с пациентами. Молодые врачи учатся этому в процессе работы, и тут многое зависит от коллектива, куда они приходят работать. Молодежь перенимает стиль общения с пациентами от старших коллег.

Обратной связи врач чаще всего не получает. Если пациенту не понравился врач, он просто уходит и больше не придет к этому врачу. И врач никогда об этом не узнает.

Ольга Кашубина: «Эта книга учит выживать в ситуации, когда врач такой, какой придётся, и его нельзя поменять»

О гугл-терапии

Гугл-терапия – это широко распространенное современное явление, когда пациент все выясняет в интернете и сам себе ставит диагноз, а потом с готовым диагнозом приходит к врачу, говоря: я уже знаю, что со мной, выпишете мне такое-то лекарство. Вполне понятно, что такие пациенты врачей раздражают.

Информации в интернете очень много, иногда она низкого качества, и часто нервирует пациентов. Тут возможна ошибка в обе стороны: заподозрить у себя очень серьезное заболевание и необоснованно перепугаться, или наоборот, недооценить серьезность симптомов и упустить время.

В то же время, информация в интернете может быть хорошим дополнением к посещению врача. Она дает возможность почитать подробнее о том, что у врача нет времени объяснить подробно.

Ольга Кашубина: «Мне хотелось бы, чтобы пациенты в нашей стране были более грамотными, от этого российская медицина будет только лучше»

О том, идти или не идти к врачу

Если не брать во внимание некоторых (преимущественно пожилых) людей, для которых поликлиники и больницы – что-то вроде хобби и места общения, в большинстве своем люди не сразу решаются идти к врачу. Обычно надеются, что все как-нибудь само пройдёт. Многие боятся выхода из зоны комфорта, вышеперечисленных негативных эмоций, связанных с визитом к врачу. Иногда считают, что проблема пустяковая, и не стоит беспокоить врача.

Действительно, в половине случаев, при которых люди звонят в «Скорую», этого делать не нужно. И тем не менее врачу приятнее, чтобы пациент пришёл с пустяком, чем поставить неутешительный диагноз. Пусть лучше врач скажет: «Ничего страшного, все само пройдет», чем вы придете, когда ситуация будет сильно запущена.

Ольга Кашубина: «Я не призываю быть ипохондриком, но при любом новом изменении самочувствия, когда мы не знаем, что с нами происходит, лучше пойти к человеку, который этим профессионально занимается».

О детских болезнях

Родителям полезно помнить, что большая часть детских болезней проходит сама за три дня. Каждая мама должна быть чуть-чуть педиатром, по крайней мере для контроля. Со временем опыт и критический подход помогут вам разбираться, что с ребенком. Есть прогрессивные детские врачи, которые пишут грамотные вещи:  Фёдор Катасонов, Сергей Бутрий и другие. К ним стоит прислушиваться.

О лечении ОРВИ

От ОРВИ нет лекарств, при ОРВИ ничего не нужно назначать. Иммуномодуляторы бесполезны. Но врач думает, что если он ничего не назначит, то пациент обидится. Спрашивайте врача, зачем вам то или иное лекарство, и очень часто вы можете услышать: «Это не обязательно, можно не принимать».

О квалификации врачей

По закону врачи каждые 5 лет проходят повышение квалификации, но для многих это просто возможность передохнуть от пациентов, пообщаться друг с другом. К сожалению, многие врачи не стремятся повышать своё образование, читать современные статьи, новые методы и исследования, публикуемые в зарубежных журналах.

Сейчас в поликлиниках появились врачи общей практики, которые могут взять на себя большую часть обращений пациентов, кроме очень серьезных случаев. Фактически это институт семейной медицины, давно существующий на Западе, но пока не очень прижившийся в России. Случается, что врач общей практики лечит пациента, пробует разные методы, пока не залечит, хотя человека давно уже надо было бы направить к узкому специалисту.

В ситуации, когда врач общей практики оказывается не очень компетентным, нужно действовать через главврача. Есть нормативы ожидания узких специалистов, и если эти сроки превышаются, у вас есть право жаловаться.

О том, как выбрать «своего» врача

Врачи, как и пациенты, бывают разные. Один хочет, чтобы врач учитывал его мнение при выборе схемы лечения, а другому гораздо комфортнее, когда врач принимает решение за него.

Если вы не уверены в диагнозе или назначении, нужно перепроверить, сходив к другому врачу. Медицинских ошибок довольно много.

Выбирая «своего» врача, нужно мыслить, как врач. А врач пошёл бы к тем из своих коллег, которым он доверяет. Поэтому лучше всего идти к тому врачу, которого вам порекомендовал другой врач.

Купить книгу: Ольга Кашубина «Как болел бы врач»