Женщина за сорок, загруженная бумажной работой, не отличающаяся креативностью подходов, но уверенная в себе и искренне любящая свою работу, хотя и понимающая, что эта работа в обществе не ценится. Таким получился портрет российского учителя по результатам международного исследования TALIS-2018, в котором Россия приняла участие уже в третий раз.
Российский учитель. Фото - фотобанк Лори
Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey) представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров с целью сбора данных о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри школ. Исследование дает возможность увидеть образовательную систему глазами представителей школьного сообщества.
Исследование 2018 года – это третий цикл исследования TALIS (первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году). Россия принимает участие в исследовании с его начала. Участниками TALIS-2018 стали 48 стран. В выборку исследования вошли более 4000 учителей из 230 школ 14 субъектов РФ и директора этих школ.
Учителя любят свою работу
Российские учителя в опросе TALIS показали высокую удовлетворенность своей работой: 91% из них в целом довольны своей работой, 90% нравится работать в их школе, и они довольны результатами своей работы в школе, 86% готовы рекомендовать свою школу как хорошее место для работы.
Российские учителя – наиболее опытные. Согласно данным опроса, российский учитель работает в среднем 21 год, что на четыре года больше среднего по странам-участницам исследования. При этом чем дольше учитель находится в профессии, тем больше он удовлетворен своей работой. В целом учителя всех стран-участниц исследования TALIS довольны своей работой.
Учитель – немолодая женщина
В сравнении с результатами предыдущего цикла исследования TALIS-2013, профессия учителя по-прежнему остается преимущественно женской как в большинстве стран-участниц, так и в России, где доля женщин среди учителей составляет 85%. Больше педагогов женского пола только в Латвии (89%). Меньше всего в процентном отношении учителей-женщин в Японии (42%), Саудовской Аравии (52%) и Нидерландах (53%).
Средний возраст российского учителя остается на уровне 45-46 лет, однако, намечается тенденция постепенного снижения доли молодых преподавателей и увеличения, соответственно, числа учителей, представляющих старшую возрастную группу. Большинство директоров российских школ находится в возрасте от 40 до 59 лет (73%), что соответствует среднему распределению по всем странам-участницам исследования.
Быть учителем не престижно
Основным мотивом молодых людей, идущих работать в школу, является осознание высокой ценности педагогической деятельности, ее миссия. Главными побудительными мотивами к выбору профессии учителя, по данным опроса, стали: возможность сделать свой вклад в развитие общества (91%) и возможность влияния на развитие детей и молодежи (88%). Судя по ответам учителей, вряд ли они пришли в профессию из-за ее престижа – они совсем не уверены, что их профессия ценится в обществе (такое мнение высказали 57% опрошенных российских педагогов).
Административно-бумажная работа
К положительным моментам можно отнести то, что административная нагрузка на учителя стала несколько ниже, чем в предыдущем цикле исследования, однако административно-бумажная работа для учителей в России все равно остается одной из самых высоких среди стран-участниц TALIS, а рабочее время российского учителя по-прежнему одно из самых продолжительных.
Административная нагрузка на директора высока и растет по сравнению с предыдущим циклом исследования. И в то же время, российский директор меньше занимается непосредственно управлением школой: стратегией развития, разработкой учебного плана, взаимодействием с педагогами и учащимися и наймом сотрудников, чем в странах-лидерах PISA.
Маловато креативности
Российские учителя в основном уверены в своей способности управлять происходящим на уроке. Заметно чаще для выполнения заданий обучающиеся стали применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), однако в то же время методы активного обучения по-прежнему применяются сравнительно нечасто. Учителя также редко прибегают к формирующим методам оценивания, редко дают учащимся индивидуальную обратную связь, недостаточно часто создают условия для самостоятельного мышления учащихся в предметной сфере.
Учителям и директорам сегодня доступны разнообразные инструменты повышения квалификации. Однако, признаваемая российскими учителями проблема нехватки компетентностей по вопросам инклюзивного образования и способов индивидуализации образования, а также неуверенность в своих способностях управлять мотивацией учащихся могут свидетельствовать о том, что существующие программы дополнительного профессионального образования не в полной мере справляются со своими задачами, то же самое можно сказать и о процедуре аттестации учителя.
Директора учатся на рабочем месте
Российские директора школ, в свою очередь, довольно остро ощущают необходимость своего профессионального развития в вопросах управления финансами и человеческими ресурсами, в вопросах предоставления обратной связи, установления профессионального взаимодействия в коллективе. Аналогично исследованию 2013 года, директора по-прежнему, в основном, проходят подготовку на должность директора после вступления в должность и лишь в 19% случаев до него, в то время как в среднем по исследованию заранее к посту директора готовится каждый третий кандидат. В среднем, директор российской школы работает на своей должности 11 лет, при этом предшествующая занятость директора школы включала в среднем 22-летний стаж работы учителем.
Никакого «введения в профессию»
Несмотря на высокую оценку института наставничества самими учителями и директорами школ и выраженный запрос с их стороны на развитие такого института, его распространение пока не носит системный характер. Только 28% школ, по заявлению директоров, используют официальную, формальную программу введения молодого педагога в профессию. В среднем по странам-участницам исследования TALIS этот показатель составляет 56%. Две трети всех российских учителей заявляют, что они не проходили никаких программ по введению в профессию ни при первом трудоустройстве в качестве учителя, ни в школе, в которой работают на момент опроса.
По материалам сайта Рособрнадзора