ЕГЭ окружает множество мифов, которые особенно сильны у тех, кто лично с ЕГЭ еще не сталкивался. Но как только дети вырастают, и родители погружаются в тему, мифы развеиваются, приходит понимание.
Прежде всего, родители и выпускники сталкиваются с большим количеством аббревиатур и специальных терминов, которые не всегда понятны. Расскажем об их значении.
ГИА - государственная итоговая аттестация - форма государственного контроля освоения выпускниками 9-х (ГИА-9) и 11-х (ГИА-11) классов основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования. ГИА-9 проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ). ГИА-11 проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
ЕГЭ - единый государственный экзамен - форма ГИА-11. Служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам, два из которых (русский язык и математика) являются обязательными для получения аттестата о среднем общем образовании.
ОГЭ - основной государственный экзамен – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Проводится для выпускников 9-х классов с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы.
ГИА выпускников IX классов – это государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в новой форме, представляющая организацию экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
ГВЭ - государственный выпускной экзамен – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Проводится для выпускников 9-х классов, а также выпускников 11-х классов, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, для обучающихся с ОВЗ или детей-инвалидов и инвалидов, для обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории России и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования.
Обучающийся с ОВЗ - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для участников ГИА с ОВЗ экзамены организуются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
ВПР - всероссийские проверочные работы – итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам с целью мониторинга качества образования. ВПР проводятся на региональном или школьном уровне по заданиям, разработанным федеральными экспертами, что обеспечивает единство подходов к составлению вариантов заданий, проведению и оцениванию работ. Результаты ВПР заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа.
Итоговое сочинение – письменная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему. Служит допуском к ГИА-11 для выпускников школ, а также индивидуальным достижением, которое может быть представлено при приеме в вуз. Для лиц с ОВЗ, а также инвалидов и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением.
КИМ – контрольные измерительные материалы — экзаменационные материалы с заданиями стандартизированной формы, которые выдаются участникам ГИА на экзамене. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС специалистами ФИПИ.
Первичный балл – предварительный балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, каждый из которых имеет определенный коэффициент. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 6. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам колеблется от 37 до 80. Первичные баллы ЕГЭ преобразуются в тестовые с помощью методики шкалирования.
Апелляция – процедура защиты интересов участника экзамена в случае выявления нарушений экзаменационных процедур или несогласия с результатами экзамена, основанного на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого. Заявление об апелляции подается в письменной форме в конфликтную комиссию субъекта РФ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ определенного уровня, и (или) к профессии, специальности и направления подготовки. ФГОС устанавливают требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС высшего образования обязательны к применению всеми вузами РФ, имеющими государственную аккредитацию.
РЦОИ – региональный центр обработки информации - структура, осуществляющая организационно-технологическое и информационное сопровождение ГИА в субъекте РФ. РЦОИ обеспечивают, в частности, формирование и ведение региональных баз данных об участниках ГИА и итогового сочинения (изложения), обработку выполненных экзаменационных заданий, передачу результатов в ФИС ГИА и приема.
ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений - подведомственная организация Рособрнадзора, занимающаяся разработкой и апробацией контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников школ, научными исследованиями, связанными с измерениями в области образования и оценкой качества образования, профессиональной подготовкой научных и педагогических кадров в области педагогических измерений и оценки качества образования.
Миф 1: ЕГЭ – это простая «угадайка»
Бытует мнение, что на ЕГЭ достаточно поставить крестик в нужной клеточке, и сделать это можно случайным образов.
На самом деле из контрольных измерительных материалов практически по всем предметам исключена так называемая «тестовая часть». Решить ЕГЭ методом «угадайки» невозможно.
Миф 2: ЕГЭ не проверяет реальные знания
Люди, имеющие смутное представление о современной школе, уверены, что подготовка к ЕГЭ заключается в «натаскивании» ученика на решение однотипных задач.
На самом деле, чтобы сдать ЕГЭ, нужно освоить большой объем материала и свободно в нем ориентироваться. Тип заданий каждый год несколько меняется, и без глубокого понимания темы ученик не сможет их решить.
Миф 3: ЕГЭ убивает творчество
Некоторые задания на ЕГЭ, например, сочинение в экзамене по русскому языку, действительно выглядит менее творческим, чем это было на выпускных экзаменах времен СССР. Связано это с критериями оценки, которым оно должно соответствовать. Сочинение строится по строго определенной схеме: оно должно включать обнаружение авторской позиции в прочитанном фрагменте текста, согласие или несогласие с ней, подтверждение своего мнения как минимум двумя примерами из литературы или из жизненного опыта, подведение итога. Такая жесткая форма, возможно, и препятствует полету творческой фантазии, но зато она заставляет излагать свои мысли последовательно и структурно.
Ежегодно в ЕГЭ по разным предметам вводятся все новые творческие задания, и этот процесс будет продолжаться.
Миф 4: рамки и камеры на ЕГЭ создают лишний стресс
Много говорят о том, что атмосфера проверок и слежения во время экзамена чрезмерно нервирует выпускников.
На самом деле нервируют не столько камеры, сколько важность самого экзамена, и это касается любого важного жизненного этапа, будь то интервью при приеме на работу, сдача экзамена на водительские права или школьный выпускной экзамен 30 лет назад.
Системы контроля позволяют сделать ЕГЭ более честным, исключить списывания и злоупотребления со стороны организаторов экзамена. С аналогичными системами мы встречаемся регулярно и в самых разных местах: в аэропорту, при входе в театр, даже в обычном супермаркете, и они нас нисколько не нервируют.
Как изменится ЕГЭ в ближайшие годы?
В 2020 году качестве эксперимента в компьютерной форме планируется провести в Москве ОГЭ по географии.
С 2021 года планируется ввести сдачу ЕГЭ по информатике и ИКТ на компьютере. Затем в компьютерный формат могут быть переведены и экзамены по другим предметам.
В 2022 году иностранный язык будет включен в число обязательных предметов на ЕГЭ.
В нынешнем году в девяти регионах была впервые применена технология передачи контрольных измерительных материалов ЕГЭ в пункты проведения экзаменов по интернету. Через 2-3 года планируется полностью перейти на такой формат.
При подготовке статьи использованы данные сайта Рособрнадзора.Фото - фотобанк Лори