Приказ сидеть дома мы воспринимаем как ущемление нашей свободы. А между тем, ограничения могут сделать нас более свободными, чем мы были раньше. Нужно лишь воспользоваться временем самоизоляции и кое-что переосмыслить.
Переосмыслить подход к питанию
Еще в марте по соцсетям ходил мем: «Еще пара недель карантина, и моя маска станет мне мала». В самом деле, еда – бесконечный повод для шуток и для беспокойства. Врач-диетолог Наталия Афанасьева утверждает, что на самом деле мало кто кинулся «хомячить» и бесконтрольно отъедаться, оказавшись на самоизоляции. Большинство сохранили те же пищевые привычки, которые имели раньше.
Если же мы принимаемся заедать тревожность, поводов для которой сейчас предостаточно, то надо честно признать это и найти иные способы снижать стресс.
На карантине есть время готовить любимые блюда. Photo by Walter Randlehoff on Unsplash
Наталия Афанасьева считает, что карантин – прекрасное время для того, чтобы привить себе новые, более здоровые пищевые привычки, особенно если раньше этого сделать не удавалось. Например, человек хотел бы питаться правильно, но был вынужден довольствоваться той пищей, которую можно купить в офисном буфете. Если раньше можно было сослаться на недостаток времени, то сейчас его предостаточно, чтобы выработать привычки, которые мы возьмем с собой в послекарантинную жизнь.
Здоровье – единственный депозит, который зависит только от тебя. Центральное звено – это крепкий иммунитет, который создавался годами. Плохо, если нет фундамента – сложившегося здорового образа жизни, и еда – самый простой способ о себе позаботиться.
Еда не должна быть случайна
В современной жизни мы утратили осознанное отношение к еде. В деревенской среде к еде относились с уважением: недопустимо было выкидывать еду, шуметь за столом. Было принято садиться за стол всей семьей, соблюдая определенный порядок и ритуалы. Нам нужно осознать свою еду как важный элемент жизни, а не случайный перекус на бегу.
Планируя список покупок, надо покупать только то, что вы хотите съесть. Если у вас проблема с чипсами или мороженым, не покупайте их. Выбирайте самое лучшее из того, что вы можете себе позволить, рекомендует Наталия Афанасьева. Сейчас можно сэкономить на транспорте, одежде, но на питании экономить не надо, ведь от него зависит здоровье.
В еде должны быть ограничения
Много тысяч лет еда регулировалась естественными факторами: доступностью только местных продуктов, сезонностью, религиозной парадигмой (ритмом постов и мясоедов). Даже в советское время кто-то «сверху» накладывал ограничения: государство планировало меню столовых, детсадов и школ, в четверг повсеместно был «рыбный день». Дефицит продуктов накладывал существенные ограничения на семейное меню.
Сейчас у большинства людей нет ограничений, и от этого питание беспорядочное. Наложите на себя хоть какие-то ограничения, введите хотя бы одну пищевую привычку, и ваше состояние изменится.
Переосмыслить подход к жизни
Дмитрий Шаменков, директор Центра информационных и социальных технологий в медицине Сеченовского университета, видит смысл нынешнего коронавирусного кризиса в том, чтобы все мы поняли: счастье – не в стремлении за внешнем успехом.
Дмитрий Шаменков встречал намного больше несчастных людей среди очень богатых, чем среди людей среднего достатка. Мечты о деньгах, стремление к обладанию квартирой, машиной, какими-то вещами навязываются нам агрессивным маркетингом. Человек погружается в состояние «отложенной жизни» – счастье откладывается до момента обладания какими-то материальными благами. А между тем никакого счастья в будущем не существует, оно возможно только здесь и сейчас.
Должна произойти смена парадигмы
Многие хотят скорейшего возвращения прежней жизни, прежнего изобилия. Пора понять, что это тупиковый путь. Модель непрерывного нарастания потребления, столь выгодная для производителей и преобладающая в экономике – физиологически невозможна, считает Дмитрий Шаменков. Это равноценно тому, как если бы с каждым годом каждый из нас ел бы больше и больше пищи.
Из карантина мы должны выйти с новой парадигмой. Набор установок мышления должен быть ориентирован на простоту, аскезу, свободу, экологичность, а не наращивание потребления. Нам нужно освободиться от «отложенной жизни» и научиться быть счастливыми здесь и сейчас.
Photo by Nicholas Bartos on Unsplash
На уровне каждого конкретного человека это означает удовлетворенность, синхронизацию с природой, смирение. Человек, находящийся в состоянии внутреннего благополучия, наиболее продуктивен, он находится в ресурсном состоянии. Не надо пытаться изменить мир и себя в нем. Нужно дать себе время и подождать, пока сознание успокоится. Смирение, тишина, молчание, остановка пререкания с миром – этого достаточно, чтобы мир поменялся, но не внешний, а внутренний мир.
Перед лицом смерти только отношения обретают ценность, а вовсе не успех или материальный достаток. А значит, для достижения гармонии и счастья нам нужно, прежде всего, научиться общаться друг с другом, проявлять заботу, разделять чувства.
На уровне коллективного сознания нам предстоит отказаться от существующей модели наращивания потребления и создать новую экономику, ориентированную на базовые потребности.
На место конкуренции должно прийти сотрудничество, объединение ресурсов. Идея о независимости была ошибочна, уверен Дмитрий Шаменков. Мы боимся попросить о помощи и оказывать помощь, демонизируем социум, стремимся держаться подальше от других. Это происходит потому, что мы ошибочно считаем свой образ жизни единственно верным, пытаемся навязать его другим.
Контакт, обмен образами – необходимый шаг перед осознанием совместной цели. Обмен чувствами, сочувствие, сопереживание – необходимы, чтобы возможно было совместно действовать.
Самоизоляция – не помеха общению. Нам доступна масса технических средств, позволяющих общаться на расстоянии. А прежде всего нам нужно навести порядок в отношениях внутри собственной семьи. И в первую очередь – с самим собой.