О ВИЧ-инфекции в СССР заговорили в конце 1980-х. Его считали болезнью, «распространенной на Западе среди проституток, бомжей и гомосексуалистов». Это отношение у многих сохранилось до сих пор, из-за чего носители ВИЧ, в том числе дети, подвергаются социальной стигматизации.
Сегодня о ВИЧ известно гораздо больше, чем 30 лет назад. Большинство людей имеют представление о путях передачи ВИЧ-инфекции, но все же не лишним будет напомнить о них еще раз. ВИЧ-инфекция может передаваться как естественным, так и искусственным путем.
Естественный путь передачи ВИЧ:
- Контактный – преимущественно при половых контактах (вероятность передачи менее 1%) и при контакте слизистой или раневой поверхности с зараженной кровью.
- Вертикальный – инфицирование ребенка от ВИЧ-инфицированной матери во время беременности, в родах и при грудном вскармливании (при отсутствии терапии вероятность передачи достигает 50%).
Искусственный путь передачи ВИЧ:
- При немедицинских инвазивных процедурах, в том числе внутривенном введении наркотиков (вероятность до 70%); при нанесении татуировок; при проведении косметических, маникюрных и педикюрных процедур нестерильным инструментарием (вероятность до 70%).
- При медицинских инвазивных вмешательствах в лечебно-профилактических учреждениях: переливании крови или ее компонентов, пересадке органов и тканей (вероятность 80-100%), использовании донорской спермы, донорского грудного молока от ВИЧ-инфицированного донора. Через медицинский инструментарий и изделия медицинского назначения, загрязненные ВИЧ и не подвергшиеся санитарной обработке (вероятность менее 1%).
ВИЧ не передается:
ВИЧ не передается воздушно-капельным, водным, контактно-бытовым путем, через пользование общей посудой, одним туалетом, транспортом, при посещении школы, во время спортивных игр, плавания в бассейне, рукопожатия, объятия, при поцелуях. Нельзя заразиться ВИЧ через слезы, слюну и пот. Не участвуют в передаче вируса кровососущие насекомые и членистоногие (комары, клопы, вши, клещи).
С ВИЧ можно жить долго и счастливо
ВИЧ-положительному пациенту необходимо проходить антиретровирусную терапию на протяжении всей жизни, чтобы остановить дальнейшее развитие болезни. Инфекция становится контролируемой, и вирус не передается другому человеку.
Если беременная проходит терапию – ребенок родится здоровым
«Уровень передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку в конце 1990-х начале 2000-х, когда мы только начинали заниматься перинатальной профилактикой, составлял 20%», - рассказал главный внештатный эксперт по диагностике и лечению ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения Российской Федерации Евгений Воронин во время онлайн-конференции РБК: «В опасной зоне: распространение ВИЧ-инфекции у детей» 1 июня 2020. – «Сейчас 98,5% детей от ВИЧ-положительных матерей рождаются здоровыми. Каждый год у нас наблюдается порядка 200 беременных, и ни одной передачи нет».
За последние годы женщины стали реже отказываться от детей с ВИЧ. По данным Минздрава России, в 2011 году 671 женщина отказалась от своего ВИЧ-инфицированного ребенка, а в 2019-м этот показатель уменьшился в 4,3 раза и составил 155 рожениц. Улучшилась и ситуация с усыновлением таких детей.
Photo by Alicia Petresc on Unsplash
«В начале 2000-х у ребенка-отказника с ВИЧ не было никаких шансов попасть в семью. Сейчас он имеет равные шансы со здоровыми детьми», - уверен Евгений Воронин. По его словам, в ближайшие 5 лет специалисты ожидают рождения порядка 100 000 детей от инфицированных матерей, и ставят себе задачу добиться, чтобы не было ни одной передачи инфекции.
Сейчас 70% центров по борьбе со СПИДом сейчас вовлечены в борьбу с коронавирусной инфекцией, и это правильно, поскольку пациенты с иммунодефицитом особенно уязвимы для коронавируса. Однако специалисты опасаются нового всплеска ВИЧ из-за того, что на фоне пандемии есть пробелы в тестировании.
ВИЧ особенно опасен для детей и подростков
По данным Евгения Воронина, в России около 10 000 ВИЧ-инфицированных детей, и это число практически не меняется. Ежегодно выявляют порядка 250 новых случаев заражения среди детей.
У детей заболевание прогрессирует гораздо быстрее, чем у взрослых. По клиническим проявлениям у детей болезнь протекает наиболее агрессивно. Дети также находятся в более сложном положении по доступности терапии (зарегистрировано вдвое меньше детских препаратов, чем для взрослых) и по стигматизации, потому что дети не могут сами себя защитить.
Все больше детей с ВИЧ подрастают и приближаются к подростковому возрасту. Сегодня в России половина ВИЧ-положительных детей – это подростки. Во всем мире именно подростки считаются самой сложной группой среди ВИЧ-инфицированных. Это связано с тем, что подростки часто не принимают диагноз, невнимательно относятся к лечению. Кроме того, для подростков психологически важным ресурсом является семья, а между тем в полных семьях живет только 30% подростков с ВИЧ. Поэтому именно подростки с ВИЧ-инфекцией должны находиться в зоне особого внимания.
«У самих подростков плохие знания о ВИЧ. Нередко бывает, что ребенок отказывается пить лекарства. Хорошие показатели крови – это, прежде всего, усилия родителей, которые следят за приемом ребенком терапии», - рассказывает директор благотворительного фонда «Дети+» Ольга Кирьянова. – «6% остаются сиротами – чаще, чем другие дети в трудной жизненной ситуации. У многих имеется травматический жизненный опыт: они видели, как уходили родители, многих из них воспитывают бабушки, которые и сами психологически травмированы происшедшим. У подростков с ВИЧ часто появляются суицидальные мысли, им необходима помощь психологов, которые знают, диагнозе и умеют работать именно с этими детьми. Многие семьи скрывают диагноз, чтобы избежать стигматизации, поэтому нужны центры, которые сохранят тайну диагноза, но смогут оказать квалифицированную помощь. Подростку надо обеспечить защиту, нельзя его бросать его в одиночку на борьбу со стигмой».
Борьба со стигмой – лозунг и девиз нашего времени
На фоне ситуации с пандемией коронавируса многие на собственном опыте столкнулись со стигматизацией. Случайное покашливание в магазине может стать причиной открытой агрессии, как словесной («иди отсюда, зараза коронавирусная»), так и физической.
«Борьба со стигмой – это лозунг и девиз нашего времени, тренд, если хотите», - считает депутат Государственной Думы РФ, попечитель фонда «СПИД.ЦЕНТР» Оксана Пушкина. – «Пока у нас есть стигма – у детей не будет равных шансов. Да, дети с ВИЧ сейчас усыновляются, но я это связываю с повышенными пособиями, которые платят на таких детей. Безусловно, я знаю очень искренних, потрясающих родителей, но их мало. Пока у нас не будет сексуального просвещения (пугаетесь этого слова – назовите «уроки социальной гигиены»), пока врачи не будут объяснять, как передается ВИЧ – стигма никуда не исчезнет. Дети с ВИЧ – это нормальные, обычные дети, они уже здоровые (те, кто стоят на терапии), все меры поддержки предусмотрены. Пока в Госдуме некоторые мои коллеги говорят про них «спидозники» - все усилия напрасны, люди будут выходить в агрессивный мир. Тех, кто позволяют себе такие высказывания – не много, но и не много тех, кто с этим борется».
«ВИЧ-положительные дети не представляют никакой угрозы для других детей в садах и школах, однако их все равно боятся», - отмечает Ольга Кирьянова. – «Когда людям и так тяжело живется, агрессию вызывают все, кто отличается: дети с онкологическими заболеваниями, аутисты и так далее. Рост благосостояния позволит справиться с этим отношением».
«Нужно постоянно привлекать внимание общественности к теме ВИЧ-инфекции и информировать людей с помощью современных, правильных, психологически выверенных знаний», - считает директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации Елена Байбарина.- «Любой человек должен знать не только как передается ВИЧ-инфекция, но и то, как не передается. Это важно для того, чтобы избежать стигматизации и психологических травм».