Более 200 участников из России, Белоруссии и Украины собрал второй вебинар Центра лечебной педагогики «Особое детство», посвященный особенностям жизнеустройства людей с психическими нарушениями в Израиле. Израильские эксперты поделились опытом и ответили на вопросы родителей детей и взрослых с психическими нарушениями, представителей российских домов-интернатов и служб социальной защиты.
В конференции приняли участие социальный координатор, руководитель департамента благосостояния Центра долговременного ухода «Рамат Тамир» в г. Иерусалим Ксения Зарецкая и супервизор по сестринскому уходу в отделе гериатрии Южного Округа Министерства здравоохранения Израиля, руководитель образовательных программ ГАУ ИДПО ДЕСЗН Клаудия Консон.
В Израиле много делается на национальном уровне, чтобы уйти от принудительных мер: госпитализации, насильственного проживания, любых видов ограничений. Поэтому отвечая на самый волнующий вопрос российских родителей об альтернативе ПНИ для проживания детей после совершеннолетия, Ксения Зарецкая отметила: «В Израиле нет такого понятия, как "интернат" для взрослых людей. Взрослые люди с психическими расстройствами могут жить в специализированном социальном жилье – хостелах».
Они делятся на четыре типа в зависимости от уровня самостоятельности проживающих: хостел общего профиля, хостел для более самостоятельных, сопровождаемое жилье и квартиры-спутники. Например, в хостеле общего типа живут люди, которые нуждаются в круглосуточном присутствии персонала, а в квартирах-спутниках можно жить без сопровождения. Суть хостела заключается в том, чтобы максимально интегрировать людей в социум. Параллельно подопечных учат обслуживать себя, вести хозяйство, управлять своими финансами.
Photo by Nicole Baster on Unsplash
Хостелы в Израиле – это всегда открытый тип проживания, в котором поощряются посещения и любые контакты подопечных с внешним миром. Постоялец хостела в любой момент волен покинуть его и пойти, например, к родственникам или друзьям. Директор хостела не становится опекуном проживающего в хостеле человека, как это происходит в России.
Люди, которым требуется более серьезный уход или контроль за поведением, проживают в сети организаций, относящихся к ведению Министерства здравоохранения Израиля. Решение о переводе в хостел или другое открытое заведение принимает не только врач, а целая команда мультидисциплинарных работников, которая учитывает пожелания как подопечного, так и его родственников.
Если посмотреть на типичный жизненный путь ребенка с низкофункциональным аутизмом, диабетом и эпилепсией гражданина Израиля с ограничениями в развитии, выглядеть он будет так: он посещает интеграционный детский сад, а потом интеграционную школу. После 18 лет он служит в армии на доступной ему позиции. Далее государство помогает человеку выбрать наиболее подходящую и удобную форму проживания и получить высшее образование, если он захочет.
Если высшее образование не нужно, человек может пойти работать. В Израиле есть центры специализированного трудоустройства, где люди выполняют работу по своим возможностям.
Также есть форма трудоустройства по квотам. Частные и государственные организации держат в штате квоты для людей с ограничениями в развитии и получают за это льготы по налогообложению. Можно работать на дому в колл-центрах или заниматься бумажной работой. Все зависит только от самостоятельности и желаний человека.