Зачастую нежелание ребёнка садиться за уроки не связано с ленью или капризами. Причиной отказа могут быть трудности обучения, например, дислексия (сложности развития навыков чтения); дисграфия (сложности освоения письменной речи); дискалькулия (нарушения, связанные со счётными операциями) и другие сложности, имеющие нейробиологическое происхождение.
К сожалению, о данной особенности восприятия информации мало осведомлены родители и учителя. Доктор педагогических наук и ректор Государственного русского языка им. А.С. Пушкина М. Н. Русецкая отмечает: “У нас в среднем по стране всего 6% населения имеют представление о том, что такое дисграфия и дислексия. 6%, включая и педагогов, и учёных, и родителей”.
При этом дислексия - одна из распространенных проблем обучения у детей. Несмотря на то, что в России не проводилось статистическое исследование по количеству учащихся с дислексией, мы можем опираться на данные зарубежных коллег. Порядка 15-20% людей на планете имеют симптомы дислексии и других речевых трудностей. Начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Т.А. Дацюк в рамках Всероссийского родительского собрания “Трудности в обучении у детей: открытый разговор на важную тему” подчеркнула: “Из 7 миллионов детей дошкольного возраста (до 7-8 лет) почти 300 000 имеют нарушения речевого развития. Это группа детей, потенциально предрасположенных к нарушениям письменной речи в школьном возрасте”.
Photo by Micha? Parzuchowski on Unsplash
И хотя дислексия - это пожизненное состояние человека, пугаться этой особенности не стоит. Интеллект ребёнка полностью сохранен, а зачастую оказывается выше, чем у его сверстников. К тому же, дети с дислексией, сталкиваясь с трудностями обучения, нередко оказываются чрезвычайно талантливыми в музыке, рисовании, танцах, театральном мастерстве, спорте!
Сегодня при своевременной диагностике и помощи специалистов большинство детей с дислексией смогли бы успешно учиться в обычной общеобразовательной среде. Но как быть родителю, если учителя не замечают особенностей ребёнка и называют его бездельником?
Прежде всего, быть внимательными к ребёнку с самых ранних лет. Некоторые признаки дислексии и других трудностей обучения можно выявить ещё в дошкольном возрасте.Так, ребенку может быть сложно правильно держать ложку и пишущие предметы, завязывать шнурки и играть в игры с мячом. Детям с дислексией нередко трудно научиться ездить на велосипеде, а ещё они не узнают и путают часто используемые слова (вход-выход; право-лево); замыкаются в себе и не могут наладить контакт со сверстниками. У ребёнка с дислексией речь развивается медленнее, чем у ровесников.
Когда дети идут в школу и активно начинают обучаться чтению и письму, то признаки дислексии становятся более ярко выраженными. У детей с трудностями обучения могут быть обнаружены нарушения речевых и слуховых навыков, проблемы с ориентацией в пространстве, памятью, концентрацией внимания, усидчивостью и организацией.
Вот некоторые из признаков, на которые следует обратить внимание родителю школьника:
- Трудности с развитием мелкой моторики;
- Сложности с запоминанием последовательностей: числового ряда, алфавита, месяцев, времён года;
- Проблемы с организацией и усидчивостью;
- Забывчивость: ребёнок часто теряет вещи;
- Нетерпеливость: во время занятия школьник может перебивать учителей, выкрикивать ответ, не дослушав вопрос до конца;
- Низкий темп чтения и письма;
- Проблемы с запоминанием названий, слов, звуков и букв;
- Трудности с различением и воспроизведением звуков (например, парные буквы);
- Отказ от чтения вслух;
- Искажение слов, добавление к ним лишних букв и слогов;
- Плохой почерк;
- На выполнение письменных заданий требуется значительно больше времени, чем сверстникам;
У некоторых детей дислексия сопровождается синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Могут отмечаться признаки незрелости, такие дети могут несколько медленнее взрослеть с точки зрения волевых качеств, способностей преодолевать трудности. Иногда возможны различные невротические реакции, самая частая из которых — это страх перед чтением, а иногда страх перед школой в целом. Также может возникать чувство вины, снижаться самооценка, нарастать поведенческие трудности из-за постоянной ситуации неуспеха.
Раньше в России существовала система обязательного обследования детей для выявления нарушений, связанных с речевыми функциями. В поликлинике проходила диспансеризация у логопеда, а весной перед записью в школу проводилось тотальное обследование с логопедом и психологом, после которого специалист набирал себе группу из детей для занятий по адаптированной программе. Система была упразднена, на ее место пришла централизованная помощь логопеда. Для того чтобы он взял ребенка на занятия, семья должна пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), получить справку о том, что ребенок нуждается в помощи логопеда, и уже с этой справкой прийти в образовательное учреждение.
Даже если вам, как родителю, кажется, что с речевым развитием ребёнка все в порядке, в преддверии первого класса рекомендуется пройти логопедический скрининг. Такой плановый приём у специалиста называется «проверкой готовности к школе».
В 2021 году ведущими российскими специалистами был разработан скрининг «Дар речи». Инструмент создали Институт специального образования и психологии МГПУ, Городской психолого-педагогический центр Москвы (ГППЦ) и Центр психического здоровья им. Г. Е. Сухаревой. Разработку инициировала Ассоциация родителей детей с дислексией при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Скрининг позволяет создать единую систему для диагностики на раннем этапе таких расстройств чтения, письма и счета, как дислексия, дисграфия, дискалькулия и другие. Это даёт возможность обеспечить детям, сталкивающимся с трудностями в обучении, своевременную помощь квалифицированных специалистов: логопедов, психологов, неи?ропсихологов. Инструмент уже доступен специалистам, воспитателям и учителям.
На протяжении пяти лет Ассоциация родителей детей с дислексией ведет работу с учителями и образовательными учреждениями, проводит курсы повышения квалификации для педагогов.
Ассоциацией дислексии были разработаны «Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма». Это пособие уже было разослано Минпросвещением России по образовательным учреждениям. Методические рекомендации разработаны с целью улучшения организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма. Они предназначены для административных работников школ, педагогов, специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов).
В Методических рекомендациях подробно описаны вопросы происхождения и проявления трудностей обучения, а также описана система взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с дисграфией и дизорфографией. Заглянув в методичку, учителя смогут вовремя обнаружить симптомы дислексии и сообщить об этом родителям, чтобы создать психологически комфортную атмосферу обучения для ребёнка.
У ребенка есть признаки дислексии. Что делать?
Самое главное для родителей - при обнаружении признаков дислексии - записаться на консультацию и диагностику к логопеду или нейропсихологу. Граждане РФ могут получить профессиональную онлайн-помощь бесплатно в Ассоциации родителей детей с дислексией. Специалисты консультируют родителей по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания. Каждый желающий может обратиться к экспертам для проведения диагностики ребёнка и получения индивидуальных рекомендаций.
Консультации проводятся в два этапа. Первичный приём длится 25 минут. Консультанты Ассоциации дислексии помогут родителям определиться с запросом, запишут к конкретному специалисту с учетом имеющихся проблем, расскажут о формате проведения онлайн-диагностики, ответят на вопросы по процедуре и результатам дальнейшего обследования. Для записи на консультацию родителю нужно перейти по ссылке и заполнить небольшую анкету: https://disleksiya.net/
Второй этап - диагностический приём у логопеда или нейропсихолога. В рамках 55-минутной консультации специалист проведёт онлайн-диагностику речевого или психического развития ребёнка и отправит по электронной почте результаты консультации.
Если специалисты диагностируют трудности обучения у ребёнка, то следующим шагом родителя станет прохождение ПМПК (Психолого-медико-педагогической комиссии). ПМПК поможет выбрать образовательный маршрут для ребёнка, создать специальные условия образования и оказать психолого-педагогическую поддержку. При этом важно помнить, что рекомендации ПМПК носят лишь рекомендательный характер. Только родители принимают решение об обучении ребёнка по адаптированной программе.
Процесс сопровождения ребёнка с трудностями в обучении длительный, и нужно быть к этому готовыми. Он может занимать начальную школу, а может длиться в течение всего периода обучения в образовательной организации. Точных сроков никто не сможет дать, поскольку каждый случай требует индивидуального подхода. Тем не менее, если ребёнок столкнулся с трудностями обучения, не стоит затягивать с коррекционными занятиями. Ведь исправлять уже устоявшиеся дефекты в подростковом и взрослом возрасте будет гораздо сложнее и для специалиста, и для ребёнка.
Коррекционные занятия с логопедом могут быть организованы в школе, в специальных ППМС-центрах (центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) или на дому.
Основная задача родителя ребенка с дислексией — быть внимательным к особенностям своего ребенка, уделять ему достаточно времени, помогать развивать сильные стороны и, конечно же, вовремя обратиться за профессиональной помощью. А в дальнейшем следовать рекомендациям специалистов.
Как родители, вы не должны упускать любую возможность привить вашим детям веру в то, что они талантливые, способные и любимые! Это поможет сохранить здоровую самооценку ребёнку и защитить от буллинга в школе со стороны учителей и одноклассников.
Вот несколько советов, чтобы воспитать психологически здорового ребёнка:
- Верьте, что у вашего ребёнка есть сильные стороны и акцентируйте внимание не на слабостях, а на способностях малыша.
- Сохраняйте позитивный настрой и будьте примером для подражания.
- Проявляйте искренний интерес к хобби своего ребёнка, поддерживайте его в новых увлечениях.
- Вникайте в эмоциональное состояние ребёнка, помогайте ему учиться выражать свои чувства по поводу взлётов и падений в жизни.
- Хвалите ребёнка, но не переусердствуйте!
При поддержке родителей и учителей, коррекционных занятиях с логопедом дети с дислексией могут не только успешно осваивать школьную программу, но и найти любимое увлечение, а в будущем реализоваться в профессиональной сфере и быть счастливыми!