Это мы, взрослые, понимаем, что английский — это возможность общаться без границ, путешествовать, учиться в зарубежном университете, претендовать на хорошую работу, да и просто смотреть фильмы и сериалы в оригинале. Но для школьника, особенно начальных классов, все эти причины весьма абстрактны. А значит, чтобы заинтересовать его изучением языка, придется подходить к задаче творчески. Как именно – рассказывает учитель английского языка Ломоносовской школы Надежда Прокопова.
 
Изучение иностранного языка влияет на умственное развитие, тренирует память и гибкость мышления. Не воспользоваться этим в детстве – равносильно преступлению. Если вы пробовали учить язык во взрослом возрасте, то знаете разницу. Часто после 30 лет языки даются с трудом, дети же схватывают все на лету, не боятся делать ошибки и отлично впитывают информацию.

Но обычно ребенок учит иностранный язык не потому, что интересно, а потому что «надо», «в жизни пригодится», и просто мама так сказала. Проблема в том, что обещанная польза в мистическом будущем детей не устраивает, они живут в настоящем. А значит, надо постараться вовлечь ребенка в процесс и сделать этот процесс увлекательным.

Разберем на примере английского несколько способов, как поднять мотивацию

Дети, как и взрослые, по-разному воспринимают информацию: кто-то лучше зрительно, кто-то на слух. Определите, к какой категории относится ваш ребенок, и выстраивайте обучение, акцентируя внимание на этом формате, но обязательно комбинируйте его с другими. Сделали грамматическое упражнение? Теперь можно послушать историю.

Photo by Towfiqu barbhuiya on Unsplash

Часто в школах система обучения выстроена по-старому и основана на сухом запоминании правил и исключений. Вспомните – вам самим это нравилось? Получается, что правила к старшей школе дети в принципе знают, читать могут, а вот разговаривать и общаться не умеют. Покажите ребенку, что английский может быть другим.

  • В младшем школьном возрасте основная деятельность – игровая. Тренировать английский можно, например, в приложении, их сейчас много: LinguaLeo, EWA Kids, Lingokids, TeddyLingo, Studycat, Buddy.ai, Fun English. Телефон всегда под рукой, а значит можно поучить новые слова в дороге или в очереди. В большинстве таких приложений есть вознаграждения, переходы на следующий уровень – у ребенка проснется азарт набрать больше очков.
  • Дети хорошо воспринимают формат мультфильмов. Выберите тот, который смотрели на русском – и включите его с субтитрами. Сюжет будет знаком, и реплики героев будет проще угадать. Ставьте на паузу, разбирайте незнакомые слова.
  • Песни. Наверняка у вашего ребенка есть любимые исполнители. Можно вместе прослушивать и спрашивать, о чем поется. Разберите припев и переведите.
  • Предложите простую аудиокнигу. Начните с малого – 5 минут в день будет вполне достаточно. Даже если ребенок будет слышать иностранную речь фоном, это уже хорошо – он начнет воспринимать ее интуитивно, запомнит правильное произношение и интонацию.
  • Пытайтесь разговаривать и строить фразы. Пусть в предложении будет 5 английских слов и 3 русских, это лучше, чем ничего.
  • Благодаря современным технологиям в наше время не составляет труда познакомиться с носителями языка и часто разговаривать с ними.
  • Поощряйте дружбу ребенка с иностранными сверстниками.
  • Язык невозможно изучать в отрыве от культуры. Попытайтесь заинтересовать школьника не историей Великобритании или Шекспиром, а чем-то более понятным. Ведь английская культура – это и Гарри Поттер, и футбол, и королевская семья, и множество современных актеров.
  • Постарайтесь ставить перед ребенком правильные цели в изучении иностранного языка. Правильная цель всегда реальна и достижима.
  • Наберитесь терпения и не сердитесь, если не видите быстрых результатов. Если ругать ребенка, в его подсознании закрепится стойкое негативное отношение к английскому, и избавиться от этого ощущения будет трудно.
  • Чтобы занятия приносили ребенку радость, позаботьтесь о тетрадках с любимыми персонажами, красивых ручках и других принадлежностях – чтобы он с радостью открывал страницу и хотел всем этим воспользоваться.
  • Last, but not least. Последнее, но не по значению – сами подавайте пример. У ребенка может возникнуть диссонанс – почему мне надо заниматься, а маме с папой нет? Если вы знаете английский, внедряйте в повседневную жизнь разговорные фразы, как бы между делом. Обращайтесь к нему по-английски, когда просите что-то сделать. Или, например, во время прогулки называйте то, что видите перед глазами, во время обеда – названия продуктов, посуды. Почти наверняка ребенок будет спрашивать, что это значит, и захочет на вас равняться.

А сколько заниматься?

Лучше немного – по 20–30 минут, но регулярно. Современным школьникам трудно фокусироваться долго на одном занятии, поэтому важно переключать деятельность. Не перегружайте и не превращайте занятия в скучное заучивание слов, чтобы не отбить у ребенка желание узнавать новое.