Телеканал «МУЛЬТ» совместно с семейным психологом Еленой Кадировой рассказывают, что должен уметь ребёнок перед поступлением в школу и как определить, готов ли будущий первоклассник к учёбе.

Что должен уметь ребёнок перед школой?

К тому моменту, как наступает время идти в первый класс, дети должны:

  • знать свои имя и фамилию, имена родителей;
  • точно говорить, какой сейчас год, месяц и день недели;
  • разбираться в названиях окружающих предметов, например, мебели, животных, частей тела;
  • знать, где право, лево, верх и низ.

Помимо всестороннего развития, важны и навыки обучения:

  • читать, как минимум по слогам;
  • переписывать хотя бы одну фразу или несколько слов;
  • считать до двадцати и складывать в пределах десяти;
  • искать отличия между предметами или изображениями;
  • разбираться в простых геометрических фигурах;
  • пересказывать прочитанные им сказки;
  • удерживать внимание на одном занятии как минимум десять минут. 

Как понять, готов ли ребёнок психологически?

«Бытует ошибочное мнение, что подготовить ребёнка к школе – это научить его читать, писать и считать. Важнее, чтобы ребёнок был психологически готов к новому этапу в жизни. Дети идут в школу в возрасте 6-8 лет неслучайно – этот возраст очень важен, так как психика претерпевает множество качественных изменений и преобразований в 4 сферах: интеллектуальной, мотивационной, волевой и коммуникационной. И конечно же все дети имеют свой темп развития, и кто-то готов уже в 6 лет, а кому-то требуется больше времени», – комментирует эксперт телеканала «МУЛЬТ», семейный психолог Елена Кадирова.

Photo by Element5 Digital on Unsplash

Перед первым сентября стоит провести разговор с детьми, чтобы определить степень их готовности к школьным будням. По словам психолога, «своевременная диагностика психологической готовности к школе очень важна, дабы избежать возможной последующей дезадаптации в школе». Даже для психологически готового ребёнка учёба может оказаться непростым испытанием «в силу изменений, которые она влечет за собой, требуется время на адаптацию, обычно дети полностью вливаются в процесс за 1-2 месяца. Если этого не происходит, возможно, ребёнок не был готов идти в школу».

В идеале начинать психологическую адаптацию ребёнка к учёбе лучше за год. Стоит обратить внимание на умение управлять эмоциями, сидеть прямо, находить общий язык со сверстниками, а также на мотивированность. Немаловажным станет рассказ об авторитете учителя.

Лучше, если психологическую диагностику проводит квалифицированный психолог, но некоторые простые упражнения родители могут делать со своими детьми самостоятельно:

  • интеллектуальная готовность подразумевает наличие логических операций: обобщение, обратимость, понятийное мышление. Для понимания их наличия вы можете поиграть в «Четвёртый лишний» или в «Полянки»;
  • волевая готовность подразумевает способность выполнять рутинные действия, которые делать не хочется: сидеть, не отвлекаясь, писать, читать. Эта способность развивается при помощи графических диктантов;
  • коммуникационная готовность важна, так как в школе другой мир, где есть новый взрослый, предъявляющий определённые требования, а также коллектив детей, с которыми нужно выстраивать коммуникацию. Дома родители понимают с полуслова, в школе этот принцип не сработает; ребёнок должен донести до учителя и сверстников мысли в оформленном и понятном виде;
  • мотивационная готовность – желание учиться по каким-либо причинам. Хорошо, если хочется узнавать новое и быть учеником как сверстники и друзья. Формирование адекватных мотивов к учебе нужно начинать с самого детства, поощряя чтение, стремление к познанию, отвечая на вопросы ребенка, вовлекаясь в поиск необходимой информации вместе с ним, если сами не знаете ответ.