Анна Рязанова, психолог психотерапевтического проекта для родителей детей с особенностями развития «Такой как мы» (Сеть клиник интегративной медицины Дмитрия Раевского), рассказала о том, что нужно учесть, что можно и не нельзя делать в общении с людьми, имеющими расстройство аутического спектра (РАС) или аутизм.
Каждый человек с РАС аутичен по-своему. У каждого присутствует уникальный набор различных симптомов. Они и определяют сложности в общении как с близкими, даже родителями, так и с чужими людьми. Основные факторы, которые необходимо учесть во взаимодействии с такими людьми, следующие:
- Скорее всего такие дети и взрослые не будут смотреть в глаза. Прямой зрительный контакт даётся им очень тяжело.
- При общении будет возникать впечатление, что человек не слышит вас вообще.
- Большинство таких людей либо мало говорит, либо у них отсутствует речь. Это обусловлено задержкой речевого развития.
- У кого-то сохранён интеллект, у кого-то нет, у кого-то присутствует задержка умственного и/или психического развития.
- Часто наблюдаются большие особенности в питании и сверхчувствительная система пищеварения.
Чего с такими людьми делать нельзя:
- Говорить в их присутствии об их диагнозе, особенностях, так, как будто их нет в комнате. Эти дети и взрослые наделены гиперчувствительной психикой. Если такой человек не откликается на ваши слова, это не значит, что он не слышит. Если он не смотрит в глаза, это не значит, что он не видит. Ни в коем случае нельзя давать оценки: он странный, посмотри, он не смотрит мне в глаза, когда такой ребёнок или взрослый находится рядом. Подобные высказывания откладываются в копилку их знаний о себе и тормозят движение в направлении реабилитации.
- Нельзя давить на них и требовать: посмотри мне в глаза, услышь меня в конце концов и подобное.
Аутичный собеседник на самом деле всегда реагирует на внутренний искренний импульс к общению. Нет смысла громко кричать, громко разговаривать, чтобы вас лучше услышали. Эти люди реагируют на внутреннее переключение чувств. Например, когда начинаешь испытывать искреннюю нежность и сострадание к аутичному ребёнку, он через две встречи с тобой начинает вдруг ближе подходить, обнимать, как-то по-своему отвечать на приветствие.
Благодаря богатому опыту общения со взрослыми и детьми с РАС, я могу утверждать, что такие люди всегда отвечают не на громкие заявления и не на показные чувства, а на глубокие внутренние переживания.
Photo by Caleb Woods on Unsplash
Часто не помогает даже искренняя заинтересованность тем, чем они заняты. Потому что то, что они делают, они часто хотят делать в одиночестве. Но при этом, если предложить им несколько неэмоциональных игр, где присутствуют поглаживания по руке, очень тонкие, аккуратные взаимодействия, человек начинает отвечать, потому что чувствует, что ты не хочешь ему понравится, а что ты его очень чувствуешь, чувствуешь внутренне его готовность коснуться тебя рукой. Такие игры выводят человека на внешний контакт с миром.
С людьми с расстройством аутического спектра большая часть работы и коммуникации будет происходить внутри. И меньшая часть работы будет заметна внешне. Это глубокий внутренний труд. Если хочешь общаться с аутистом, думай как аутист, действуй как аутист, ешь как аутист. Нужно понять таких людей. Но это невозможно, пока ты не научишься их чувствовать. Каждый аутичный человек – бездна своих собственных реакций, мироощущений, граней мировосприятия.
И здесь нужна глубокая работа родителей, либо других родственников, специалистов, психологов, воспитателей, других людей, взаимодействующих с этим человеком, чтобы его глубинно понять, глубинно ощутить. Они с большой благодарностью на это отвечают. И бывает так, что в большом развивающем центре ребёнок будет всех не замечать, а с одним человеком, даже не глядя ему в глаза, и обниматься, и даже целовать, и даже позволять долго держать себя на руках, пока, например, остеопат проводит терапию. Всем, кто не в курсе проделанной внутренней работы, на удивление. Но чтобы так получилось, необходимо искать подход к каждому человеку с РАС.
Когда появляется такой ребёнок, члены семьи начинают обращаться к глубинным чувствам. И в итоге, чтобы понять такого ребёнка, меняется понимание всех близких. Такие дети часто являются преобразователями целых семей. Не просто так они приходят в этот мир, и чинить их не нужно. Они очень способны к изменениям, если найти правильное отношение к ним.