Педагог-психолог Клиники интегративной медицины Дмитрия Раевского, куратор психологического проекта «Такой как мы» Татьяна Виноградова, рассказала о том, как правильно хвалить ребёнка.
Похвала влияет на развитие личности ребёнка. Особенно важно признание взрослым, близким человеком того, что ребёнок существует, что он разумный человек, такой же, как мама и папа. Это проявление уважения к его талантам и достижениям, к нему самому.
Поделюсь личной историей. Когда я училась в школе, решила задачу по математике необычным способом: правильно, но нестандартно. И учительница сказала только: «Как интересно получилось». Она меня не похвалила, так как была обескуражена и скрыла эту эмоцию, не признав меня как человека, способного нестандартно мыслить. Это оставило глубокий отпечаток в формировании моей личности, стало ограничивающим фактором.
Второй принцип – это искренность. Мы часто хвалим шапочно, не вникая в подробности. А нужно прочувствовать самому этот успех, возможность, испытать радостную эмоцию. Если вы действительно чувствуете необходимость похвалить, похвалите. Детей не обмануть, они видят и ценят всё настоящее, что есть у родителей.
Третий принцип правильной похвалы заключается в том , чтобы выявить сильные качества у ребёнка. Когда вы хвалите за какой-либо поступок, важно увидеть изюминку и уделить ей особое внимание. Тем самым вы показываете свою заинтересованность. Ребёнок располагается к вам, потому что вам не всё равно, не безразлично. Например, он нарисовал рисунок. Почувствуйте, какое настроение было у ребёнка или что чувствуете вы. Поделитесь с ним этим чувством. Это может быть прилив сил, грусть или воспоминание о вашем детстве. Не стесняйтесь рассказать о своих чувствах, будьте искренними, подчеркните силу работы.
Photo by Jonathan Borba on Unsplash
Или, например, ребёнок принёс из школы хорошие оценки за четверть. Похвалите его не просто словом «молодец», а проявите заинтересованность, что было самым сложным для него или что он чувствует, когда получает четвёрки и пятёрки, расспросите о дальнейших планах. Искренний интерес делами детей намного важнее, чем просто слова «молодец» или «я тобой горжусь».
Четвёртый принцип заключается в том, что когда мы хвалим ребёнка, важно думать о нём и о его будущем. Не о том, что бы он сейчас хотел услышать, но что будет после значимого события. Ребёнок сделал что-то впервые своими руками или написал первый стих в своей жизни, подумайте, помечтайте вместе, какие перспективы перед ним открываются, какие горизонты возможностей. В любой похвале должна быть заложена эволюция, мотивация на развитие талантов и качеств.
Чего лучше не делать, не говорить, когда хвалите ребёнка?
Не нужно навязывать своё мнение. Ребёнок сделал работу, он в любом случае молодец. Но ему не всё равно, что вы думаете. Так не критикуйте, не обесценивайте его труд.
Второй момент, на который хочется обратить особое внимание, это стоп-фраза: «Вот теперь ты молодец, вот теперь я тебя люблю». По детскому размышлению получается, когда ребёнок не сделает какую-то работу, вы его не любите. А, следовательно, родительская любовь – это то, что нужно заслужить, заработать. Фразы, выражающие такие «условия», лучше никогда не использовать.
Не стоит проявлять и показное безразличие. Отношение, будто ребёнок – молодец – это данность и ничего выдающегося в этом нет, равносильно тому, что значимость самого ребёнка невелика в вашей жизни.
Из всего сказанного выше можно сделать один простой, но глубокий вывод. Всегда думайте о том, чем ваша похвала может обернуться для ребёнка в будущем. И тогда нужные слова и эмоции возникнут естественным образом.