Требования к плану сочинения по русскому языку включают в себя написание работы с описанием следующих разделов:
- Введение в тему в свободной форме.
- Постановка проблемы.
- Описание позиции автора произведения.
- Собственное отношение (позиция).
- Итоговое заключение.
Представленные разделы, являющиеся структурой экзаменационного сочинения, должны в обязательном порядке включать 5-9 абзацев, что в сумме должно составлять не менее 150 слов. Работа, содержащая менее 70 слов, получает «0» баллов.
Максимальное количество баллов за сочинение - 25.
1 абзац. Формулируем проблему
1 балл
Приступая к работе над сочинением, в первую очередь следует подумать над текстом и найти в нем проблему. Как правило, на основе каждого текста в ЕГЭ по русскому можно выделить две-три проблемы. Если проблему сразу найти не удается, обратите внимание следующие моменты:
- Проблема чаще всего обозначается либо в начале, либо в конце теста.
- В тексте важно найти ключевые слова, которые несут в себе основную мысль текста. Они пригодятся вам на этапе составления комментария к исходной проблеме.
В первом абзаце необходимо сообщить о прочтении текста, назвать автора и сформулировать проблему, о которой вы будете писать в экзаменационном сочинении.
Указывая автора, обратите внимание, что сказано о нем в конце текста (это даст вам несколько дополнительных слов к объему сочинения). Например, можно написать не просто «текст Чехова», а «текст знаменитого русского писателя, прозаика и драматурга А.П.Чехова».
Сформулировать проблему можно двумя способами или их сочетанием:
- Вопросительными предложениями. Пример: Как развивать навыки межличностного общения у подростков? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте.
- Конструкцией «Формулировка проблемы + существительное в родительном падеже». Примеры: Автор поднимает проблему межличностного общения подростков; автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой межличностного общения подростков.
Формулируя проблему, легко можно увеличить объем сочинения за счет эпитетов: «текст заставил меня задуматься над (какой?) (сложной, важной, вечной, серьёзной, актуальной, злободневной, философской) проблемой (чего?) межличностного общения у подростков.
Photo by Aaron Burden on Unsplash
Первый абзац должен содержать 2-4 предложения. Примеры первого абзаца:
- Какому принципу в общении с людьми мы должны следовать, чтобы не приносить вреда ни им, ни самому себе? Такую проблему ставит в предложенном для анализа тексте великий русский писатель Л.Н. Толстой.
- В приведенном фрагменте всемирно известный русский писатель Л.Н.Толстой размышляет над проблемой принципов межличностного общения.
- Текст величайшего русского писателя Л.Н.Толстого заставил меня задуматься над проблемой общения между людьми. Какими принципами люди должны руководствоваться, чтобы общение не причиняло взаимного вреда?
Сформулировать проблему помогут следующие речевые клише:
- Поиском ответа на этот вопрос занимается автор.
- На эту проблему обращает внимание автор.
- Эту проблему ставит автор в тексте.
- Именно этот вопрос составляет проблематику текста.
- Автор заставил меня задуматься над проблемой.
2 - 4 абзацы. Комментарий к проблеме
До 6 баллов
Комментарий к сформулированной проблеме – это самая большая часть сочинения. Задача комментария – подтвердить, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. Комментарий должен содержать логичный, последовательный анализ текста с приведением цитат или примеров. Нельзя просто пересказывать текст, это должен быть именно анализ.
В комментарии участник экзамена должен привести два примера-иллюстрации, которые являются важными для понимания проблемы. Эти примеры должны быть логически связаны (противопоставлением, сравнением, причинно-следственной связью, выводом или уступкой).
Схема комментария может выглядеть следующим образом:
- Подводка (2-ой абзац): Раскрывая проблему, (автор текста, писатель, фамилия) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который (в двух словах пересказываем сюжет и подводим к первому примеру-иллюстрации).
- Первый пример-иллюстрация: Автор (с восхищением, с сожалением, с гордостью и т.п.) пишет, что (приводим первый пример-иллюстрацию (цитату из текста или кратко пересказываем своими словами).
- Пояснение экзаменуемого (о чем нам говорит этот пример-иллюстрация, какое отношение он имеет к поставленной проблеме).
- Второй пример-иллюстрация (3-й абзац): Далее автор (с негодованием, с разочарованием, с восторгом и т.п.) пишет, что (приводим второй пример-иллюстрацию (цитату из текста или кратко пересказываем своими словами).
- Пояснение экзаменуемого (чем этот пример важен для поставленной проблемы и как связан с первым примером).
- Анализ смысловой связи между примерами (4-й абзац)
2 и 3 абзацы. Два примера-иллюстрации
Примеры-иллюстрации в тексте сочинения можно оформить в виде следующих речевых клише:
- Автор обращает внимание читателя на…
- Автор начинает рассуждения с того, что…
- Поступок героя говорит о том, что…
- Обратим внимание на следующую мысль…
- Автор рассказывает историю, которая произошла с ним…
- Проблема раскрыта автором на примере…
- В центре внимания автора…
- Особого внимания заслуживает…
- Нельзя не обратить внимание на слова автора (цитата)
- Автор раскрывает понятие через описание…
Пояснение к примерам должно содержать ваш мини-вывод, который будет в дальнейшем использован для общего вывода по проблеме.
В мини-выводе обязательно должны присутствовать вводные слова (по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Важно: вводные слова на письме выделяются запятыми. Пример:
По моему мнению, донос на друга - это предательство.
Если в задании художественный текст, при описании примеров-иллюстраций можно использовать следующие речевые клише:
- Автор знакомит читателя с героями текста…
- Автор не случайно обращает наше внимание на...
- Поступок героя показывает, что…
- Слова ( мысли) героя позволяют увидеть…
- Эти события автор описывает, чтобы…
- Автор хочет сказать, что…
- Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что…
Если вам попался в задании публицистический текст, для приведения примеров-иллюстраций воспользуйтесь следующими речевыми клише:
- Писатель хочет сказать, что…
- Этот пример показывает, что…
- Смысл этого высказывания в том, что…
- Эти слова убедительно доказывают, что...
- Я думаю, этим примером автор хотел показать…
- Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Речевые клише для мини-выводов к примерам-иллюстрациям:
- Этот пример убедительно доказывает…
- Эти факты (события) помогают понять…
- В этих словах заключен глубокий смысл, который можно обозначить как…
- На этом примере видно, что (как)…
- Благодаря этому мы понимаем, что…
- Данные строки помогают читателю понять…
- Эти рассуждения подводят нас к выводу о том…
4-й абзац. Анализ смысловой связи между примерами
Для анализа можно применять разные методы, в зависимости от того, какие примеры были подобраны. Ниже приводим возможные речевые клише для каждого метода.
1. Объяснение
- Оба примера из текста объясняют важную мысль автора…
- Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
- С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)…
- Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
2. Противопоставление
- Автор противопоставляет эти истории, чтобы показать…
- Противопоставляя поступки героев, автор хочет подчеркнуть…
- С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
- Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.
- Один эпизод противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора…
3. Сравнение
- Писатель сравнивает такие качества личности, как…
- Сравнивая этих героев, мы видим…
- Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
- Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
- Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…
4. Причина-следствие
- Почему же герой так поступает? Причину автор раскрывает во втором примере…
- Приведённые примеры показывают последствия поступков героя…
- Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…
- Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…
5. Определение понятия
- Автор определяет значение слова «…»
- Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»
- Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»
5 абзац. Позиция автора
1 балл
Следующий важный элемент экзаменационного сочинения на ЕГЭ по русскому языку – выявление позиции автора по заявленной проблеме. Как правило, в художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо), а в публицистическом она обозначена четко и ясно. В зависимости от исходного текста, вы можете использовать следующие речевые клише:
Писатель приходит к выводу.
- Автор считает, что…
- Автор убеждён, что…
- Позиция автора заключена в следующих словах (цитата)
- Авторская позиция очевидна
- Автор приводит читателя к выводу…
- Хотя позиция автора не выражена четко, из текста мы понимаем…
- Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…
6 абзац. Ваша позиция
1 балл
В этой части нужно сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста. Ответьте на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора.
Мнение автора текста и ученика не обязательно должны совпадать, однако отстаивать свое мнение следует в корректной форме и на конкретных примерах. Если же вы соглашаетесь с автором, сформулируйте свою позицию иными словами.
- Я полностью согласен с автором и считаю, что…
- Невозможно не согласиться с мнением автора, действительно…
- Я согласен с мнением автора, безусловно…
- Я полностью разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что…
- Я согласен с мнением автора, но…
- Чтобы обосновать собственную позицию, я приведу пример из жизни…
- В подтверждение своей точки зрения приведу пример…
- Подтверждением моих слов служит…
- Не могу согласиться с мнением автора, поскольку…
- При всем уважении к автору, я придерживаюсь иного мнения, потому что…
- Моя позиция отличается от авторской по этому вопросу. Я думаю…
Для аргументации своей позиции выпускник может использовать примеры из литературы, кино, истории или из собственного опыта. Достаточно привести один пример, подтверждающий вашу позицию. Допустимо даже вовсе не приводить никаких примеров, но грамотно изложить свою точку зрения.
7 абзац. Заключение
Для заключения в сочинении на ЕГЭ 2024 года достаточно одного предложения. Не следует пугаться смысловых повторов, но по возможности следует избегать тавтологии. Для этой задачи подойдут синонимы и синонимические конструкции. Задача этого абзаца – подытожить вышесказанное и подтвердить, что вам удалось полностью раскрыть заявленную проблему.
Речевые клише для написания заключения:
- Таким образом, можно сделать вывод, что…
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- В заключение мне хотелось бы сказать…
- Стоит отметить, что…
- Думаю, автор хочет, чтобы читатель понял…
- В заключение можно сказать, что…
- Итак, этот текст заставил меня еще раз убедиться…
- Таким образом, автор стремится убедить нас в следующем…
Критерии оценки сочинения на ЕГЭ по русскому языку
Работа оценивается не только по грамотному и логичному изложению текста без ошибок, но и по способности выпускника обозначить проблему, высказать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию.
Проверка сочинения происходит по специально разработанному стандарту.
Если проблема сформулирована верно – 1 балл.
Критерии оценивания части «Проблема»: если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, приведено не менее двух примеров-иллюстраций, даны пояснения к каждому, указана смысловая связь между ними, нет фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы – ставится максимальный балл – 6.
За что снимают баллы в части «Проблема»:
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями указана, но не сделан ее анализ или сделан, но неверно; Анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями есть, но не указан (может быть указан неправильно); Дано пояснение только к одному из примеров-иллюстраций. В каждом из этих случаев снимается 1 балл и за эту часть сочинения начисляют 5 баллов.
Нет смысловой связи между примерами-иллюстрациями или она указана неверно и отсутствует ее анализ (или анализ сделан неправильно); Отсутствуют пояснения к примерам-иллюстрациям; Если ученик пояснил только один пример, указал, но не проанализировал смысловую связь между примерами-иллюстрациями; Когда дано пояснение только к одному из примеров-иллюстраций, проанализирована, но не указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями. В любом из этих случаев снимается 2 балла и за эту часть сочинения начисляют 4 балла.
Есть пояснения к одному примеру, но при этом не указывается смысловая связь между примерами-иллюстрациями и отсутствует ее анализ; Когда пояснений к примерам-иллюстрациям нет, указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями; Нет пояснений к примерам-иллюстрациям, есть анализ, но отсутствует. смысловая связь между примерами-иллюстрациями. В каждом из этих случаев снимается 3 балла и за эту часть сочинения начисляют 3 балла.
Ученик не дает пояснения к примерам-иллюстрациям, не указывает и не анализирует смысловую связь; Когда в сочинении указан только один пример-иллюстрация, важный для понимания поставленной проблемы, из всего заданного текста и дано к нему пояснение. В любом из этих случаев снимается 4 балла и за эту часть сочинения начисляют 2 балла.
При приведении одного примера-иллюстрации из заданного текста, который является важным для понимания сформулированной проблемы, но без пояснений, снимается 5 баллов и за эту часть сочинения начисляют 1 балл.
Если ученик комментирует проблему, не опираясь на исходный текст; Если он не приводит важные для понимания примеры-иллюстрации из заданного текста; В случае наличия фактических ошибок (даже одной), которые связаны с пониманием текста; Комментарий дан по сторонней проблеме, которая не была сформулирована учеником; Если вместо комментария ученик просто пересказывает текст; Если ученик вместо комментария приводит цитату большого фрагмента заданного текста. В каждом из этих случаев работа не оценивается, и ученик получает за сочинение 0 баллов.
Как производится оценка части «Позиция автора»:
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано – 1 балл.
Отношение к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано; Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме; Мнение ученика заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») – 0 баллов.
Дополнительно начисляются баллы (максимум):
Речевое оформление сочинения – 2 балла.
Точность и выразительность речи – 2 балла.
Орфография – 3 балла.
Пунктуация – 3 балла.
Грамматика – 2 балла.
Речевые нормы – 2 балла.
Этические нормы – 1 балл.
Фактологическая точность в фоновом материале – 1 балл.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается не выполненным.