Дисциплина и успеваемость учеников во многом зависят от обстановки в классе. Если одноклассники постоянно конфликтуют, неохотно работают вместе над проектами, избегают общих мероприятий и не доверяют друг другу, в классе создается неблагоприятная атмосфера. Учиться в таком коллективе детям становится намного сложнее. Ведь им кажется, что повсюду их окружают не союзники, а “недоброжелатели”. Как учителю улучшить климат в классе, рассказала психолог Ломоносовской школы Дарья Александровна Зелинская. 

Организация общих коллективных дел

Подготовка классного номера к празднику или проекта к конкурсу всегда сплачивает коллектив. Особенно, если нужно соревноваться с классами на параллели. В таких условиях просыпается дух соперничества и желание победить, которые объединяют учеников и мотивируют их работать вместе ради общей цели.

Вот только не всегда одноклассники готовы к совместной работе. В такой ситуации нужно улучшить взаимоотношения между учениками.

Возможно, работать вместе им мешает нерешенный конфликт, старая обида между двумя группами в классе. Выяснить это помогает классный час. Преподаватель может поднять этот вопрос на собрании, дать высказаться обеим сторонам, предложить решение или посоветовать, как избежать таких проблем в будущем. 

Если между учениками нет разногласий, но им трудно найти точки соприкосновения, следует помочь им сблизиться. Каждую неделю можно устраивать классный час с разбором и обсуждением разных тем. Например, “Чем вы любите заниматься после школы?”, “Кто вас вдохновляет?”, “Как вы справляетесь с ленью?”, “Кем хотите стать?”. Это подтолкнет детей к диалогу и обмену мнениями. Ребята лучше узнают друг друга и увидят, как много у них общего. 

Отношения в классе Photo by National Cancer Institute on Unsplash

Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися

Преподавателю не следует акцентировать внимание на разнице в социальном положении и возрасте между ним и учениками. Такое поведение помешает детям раскрыться. Они будут постоянно чувствовать себя зажато в классе. Учителю нужно относиться к своим ученикам так же уважительно, внимательно и тактично, как и к коллегам. Идеальный вариант — это отношения, построенные на доверии, в которых дети понимают границы дозволенного и соблюдают их без дополнительных указаний учителя.

Важно не забывать хвалить учеников за достижения. Одобрение всегда действует лучше, чем критика. При этом отчитывать провинившихся лучше наедине, а не при всем классе. Необходимо относиться к учащимся беспристрастно, не переходить на крик и всегда внимательно выслушивать их точку зрения. 

Составление правил класса

Полезно, когда у класса есть свои традиции и правила. Например, вместе создавать подбадривающую открытку для ученика, который на три недели слег с ангиной, коллективно поздравлять именинника в день его рождения, в конце учебного года присваивать каждому ученику победу в забавной номинации по типу “опоздун года”,  “палочка-выручалочка классного руководителя”.   

Также можно обговорить с ребятами правила, которые помогут поддерживать в классе порядок. Это позволит создать обстановку, в которой всем будет комфортно учиться. К примеру, взять за правило переворачивать за собой стулья, если урок в этом кабинете последний, по графику проводить уборку, не есть в классе, не ставить портфели на парты, всегда носить сменную обувь, отвечать только по поднятой руке и не перебивать товарищей на уроке. Здорово, если ребята тоже примут участие в составлении такого кодекса, а также определении “наказаний”, к которым приводят нарушения этих правил. 

Создание атмосферы уважения

Нередко класс распадается на компании по интересам. Это нормально, если разные группы без проблем коммуницируют в течение дня и легко объединяются для решения общих задач класса. Но бывает и такое, что “компашка” из задир начинает издеваться над более застенчивыми ребятами. В таких ситуациях педагогу нельзя бездействовать: нужно пресекать любые унижения и оскорбления, проводить воспитательную беседу с обидчиками, попытаться выяснить, почему они так себя ведут, подключать к решению проблемы школьного психолога. Важно поддерживать ребенка, который стал жертвой насмешек, и поощрять ребят, которые заступаются за своих одноклассников.      

Совместные прогулки, походы, экскурсии

Организация школьной экскурсии — прекрасный метод укрепить коллектив и приятно провести время вместе. Во время таких мероприятий у учеников появляется больше возможностей узнать друг друга получше, ведь в школе большую часть времени они все-таки учатся, а не общаются. Такие совместные путешествия формируют в классе атмосферу доверия и открытости, а также создают теплые воспоминания.

Школа — один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается ребенок на пути взросления. Поэтому учителя и родители должны приложить все усилия, чтобы школа перестала быть травмирующим фактором и превратилась в благоприятную среду, которая помогает полностью раскрыть потенциал и подготовить ребенка к взрослой жизни.