Когда стоит вопрос об адаптации к школе младших школьников, надо иметь перед собой совершенно конкретный и чёткий ответ на вопрос: какова основная цель обучения в начальной школе? Если вы думаете, что это формирование учебных навыков, счета, письма, чтения, то вы ошибаетесь. В чем цель на самом деле, рассказывает Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР) РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Основная цель начальной школы – это сформировать положительную мотивацию к обучению и сохранить ее для того, чтобы она могла быть реализована в средней и старшей школе и далее, на других этапах обучения.

Есть еще очень важный целевой компонент начальной школы — это самостоятельное усилие к интеллектуальной деятельности. Если родители будут иметь перед собой эти два целевых ориентира, то будет просто сохранять стабильность в своих действиях и поддерживать ребенка в направлении именно этого движения.

Сохраняйте авторитет учителя

Очень важно учиться у того, кого уважаешь. Положительная мотивация к учению у ребёнка в этом возрасте реализуется через уважение к тому, кто учит, к учителю, и даже вскользь сказанные негативные оценочные суждения в отношении учителя – это прямой ущерб мотивации ребенка. Поэтому, родители, сохраняйте, по крайней мере, в пространстве отношений с ребенком, уважительное отношение к учителю. Это нужно не самому учителю, это нужно ребенку и его мотивации к обучению.

Относитесь к школе спокойно

Очень важным моментом является исключение или минимизация сверхэмоциональности в отношениях. Не используйте школу как пугалку, как место, которое категорически изменит жизнь ребенка. Относитесь к этому месту, сохраняя стабильное, уважительное спокойствие, и это тоже даст возможность ребенку, ориентируясь на вас, не усиливать свои эмоциональные реакции, не создавать страхи, а потом не компенсировать эти страхи, например, агрессией.

Предоставьте ребенку самому выстроить отношения

Очень важным моментом для ребёнка является отношения с одноклассниками. По текущим наблюдениям можно заметить, что родители так интенсивно в отношения с другими родителями, иногда тотально пытаются присутствовать в этих отношениях, что это не даёт возможности ребёнку самостоятельно настраивать отношения с одноклассниками. Здесь нет советов. Пока нет угрозы безопасности, здоровью и жизни вашего ребенка, старайтесь минимизировать своё участие в отношениях с другими детьми. Дайте ему возможность совершать ошибки, дружить и ссориться, а потом мириться и вновь начинать сначала.  Опыт самостоятельного выстраивания отношений на регламентированных школы условиях — это тот вклад, который обеспечит вашему ребенку устойчивость в отношениях на следующем, крайне проблематичном периоде подросткового возраста. Не изолируйте ребенка от отношений, не заменяйте эти отношения отношениями со взрослым и не пытайтесь их организовать по такому же принципу, как отношения взрослого и ребёнка.

Photo by Jack Blueberry on Unsplash

Соблюдайте режим дня

Режим — тот фактор, который может быть организован не без усилий с вашей стороны и должен сохраняться на протяжении всего периода начальной школы. В одно время вставать, определенный момент начала самоподготовки, определенный момент прогулки. Если сейчас, на старте, вы выстроите этот ритм, то ребенок без труда будет далее его придерживаться. По крайней мере, любой деструктивный ритм или его отсутствие, как нестабильное, хаотическое поведение по режиму дня создаст дополнительное напряжение будет дополнительным фактором неадаптации.

Дайте ребенку минимум вещей для учебы

Не перегружайте жизнь ребенка большим количеством предметов и аксессуаров. Всем родителям хочется что-то красивенькое, разнообразное, тем более ребенок на это хорошо откликается, просит. Любой предмет может быть неконструктивным способом переключения внимания ребенка в ходе учебной деятельности и причиной избыточных межличностных конфликтов между детьми. Детям, вступая в отношения, важно искать какие-то доказательства собственного превосходства, проще всего это делать через предметы. По этой самой причине, как бы ребёнок не настаивал и не просил, держите условную норму предметного мира. Не нужно большое количество ручек или каких-то иных аксессуаров учебной среды. Пусть это будет не игровой предмет, а учебный, и он должен отличаться от игрового, от игрушки. Здесь нет смысла говорить о полном аскетизме. Мера и стабильность в ограничениях в этой части подготовки и адаптации ребёнка точно должна быть.

Наполните первые дни в школе интересом, а не страхом

Очень важно в любой период адаптации, а тем более такой, как адаптация к начальной школе, не перегружать отрицательными эмоциями, страхом. Он оправданно присутствует. Как только ребёнок входит в новую ситуацию, сама по себе достаточно часто она ребёнка пугает, вызывает напряжение. Не акцентируете это напряжение, не усиливайте эти эмоциональные состояния, страх. Тем более не переносите на ребенка свой страх: как мой ребенок справиться с теми сложными обстоятельствами, которые даст школа? Постарайтесь в этот период в собственных реакциях контролировать напряжение и эмоциональную избыточность, потому что ребенок очень быстро схватывает, переносит на себя и проживает эти состояния как свои. В ваших силах наполнить этот период радостью, удивлением, интересом. Разделите этот интерес. Чудесная сила разделенного интереса этого момента! Не напряжения и страха, а интереса, удивления — ты можешь, у тебя получилось! —  даст вам возможность сохраняться в конструктивных отношениях и в следующие периоды вашей жизни с ребенком, в которых точно без кризисов обойтись не удастся.

Внимательно отнеситесь к нежеланию учиться

Сейчас достаточно типичным ответом первоклассника на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу?» является ответ «Не хочу». Этот ответ не может появиться сам по себе, он складывается из многочисленных реакций, которые в отношении школы дают ближайшее и не очень ближайшее окружение. В случае, если ваш ребенок не хочет в школу уже на старте, эту установку надо как минимум перестроить. Начинать нужно с деталей. За этим «не хочу в школу» стоят конкретные причины. Выясните их в подробностях. Если Вы не готовы это сделать, обратитесь к специалисту, психологу. Очень важно, получив от ребенка ответы на ваши вопросы, отнестись к ним с вниманием. Не через настойчивость и обесценивание, а через легкое эмоциональное положительное акцентирования эти моменты изменять в отношениях. Например, ребенок говорит: «Я не хочу в школу, потому что меня там будут обижать».

Представляете в качестве не обесценивающего аргумента информацию о вашем положительном опыте обучения в школе в деталях или расскажите то, что по вашему мнению, может сохранить ребенка в устойчивости от его страха. Например, со ссылкой на тех конкретных детей, которые которых вы уже вместе знаете и которые с уважением и по-дружески относится к вашему ребенку. Не стесняйтесь это повторять. Именно эмоционально положительное повторение будет создавать новую установку в отношениях вашего ребенка.

Помните, что это не навсегда

Если вы считаете, что период адаптации бесконечен, вы ошибаетесь. Он имеет совершенно конкретную длительность и длится один-три месяца, у тревожных детей — до полугода и завершается. А значит, на этот период Вы должны максимально внимательно держаться основного смысла основной цели обучения в младшей школе. Помните, что самое главное — это сформировать и сохранить желание учиться. Вы даже не представляете, как это вам поможет, средней и старшей школе. Учиться должно быть интересно и сложно и на определенных этапах сложность будет выходить на первый план, в других — интерес. Варьируйте эти моменты в учебной жизни ребенка.