После долгих раздумий над тем, как подступиться к этой ответственной задаче, было принято решение строить отчет в хронологическом порядке Евангелия, а не в том порядке, в каком мы посещали святые места.
Паломническая группа перемещается в соответствии с географическим расположением святынь, но для более логичного построения рассказа правильнее будет избрать иной порядок. Мы будем сопровождать рассказ подробными цитатами из Евангелия, чтобы читатель вне зависимости от уровня знания священных текстов смог составить более полное впечатление. Однако в целом рассказ будет носить характер путевых заметок и личных впечатлений, не претендуя на глубокие исторические и фактические данные, которые, при необходимости, можно почерпнуть из более компетентных источников.
… послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
(Лук.1:26-38)
Греческая православная церковь св. Архангела Гавриила в Назарете
Согласно апокрифической традиции считается, что Пречистая Дева впервые увидела Ангела у источника, из которого набирала воду (это дало основание иконографии «Благовещения у колодца»), а затем уже само Благовещение (то есть беседа с Архангелом Гавриилом), произошло в доме.
Вот как пишет об этом святом месте игумен Даниил, совершивший хождение в Святую Землю в 1104-1107 гг.: «Затем вышли из города и пошли на юго-восток, встретили чудесный колодец, глубокий, с очень холодной водой, сошли по ступеням глубоко вниз к воде. Над этим колодцем создана круглая церковь во имя архангела Гавриила.
Расстояние от города Назарета до колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое благовещение Богородице от архангела. Пришла она по воду, и, как только почерпнула своим водоносом, ангел невидимо возгласил: "Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!" Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: "Что значит этот голос, который слышала, но никого не видела?"
Пришла она в Назарет, вошла в сой дом, села за прялку и стала ссучивать кокнит (кошениливую красную пряжу". Тогда явился архангел Гавриил явно, стоя на вышесказанном месте, сообщил ей о рождении Христа».
Фреска "Благовещение у колодца"
В наше время источник находится в черте города Назарета, над ним стоит греческий православный храм. В Святой Земле многие храмы стоят на священных местах; сами храмы многократно разрушались и возводились вновь, при раскопках обнаруживались древние византийские мозаики, другие фрагменты раннехристианских храмов. Часто именно по этим фрагментам удавалось идентифицировать подлинное расположение мест, где происходили евангельские события. Под многими современными церквями и соборами находятся пещеры, внутри которых можно прикоснуться к тем самым камням, которые помнят великих святых, чтимых нашей Церковью.
В этом небольшом храме, освященном во имя святого Архангела Гавриила, тоже есть небольшая пещерка, где можно напиться святой воды, и набрать ее с собой. Меня здорово укачало в автобусе при езде по извилистой дороге, даже поклониться не могла - так кружилась голова. Глоток воды из источника принес облегчение.
Источник Божией Матери в Назарете
Паникадила церкви Архангела Гавриила
Над домом Иосифа Обручника стоит внушительных размеров католический собор. Именно его купол чаще всего можно увидеть на фотографиях Назарета.
Собор, подобно большому колпаку, накрыл остатки дома, где произошло Благовещение Пресвятой Богородицы; но войти в дом, к сожалению, нельзя: вход закрыт решеткой и почему-то занавешен белой тканью. Чтобы представить себе, что же находится внутри, обратимся к описанию, оставленному игуменом Даниилом.
«Назарет - городок небольшой, в горах, на склоне, даже не дойдя до него его можно видеть. Посреди городка создана церковь, большая и высокая, с тремя алтарями. Когда войдешь в церковь, то с левой стороны есть небольшая пещерка перед малым алтарем, с двумя небольшими дверцами, одни из них - с запада, а другие - с востока. Влезать в пещеру по ступеням, идущим из обеих дверей. Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица с Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана.
В этой пещере, если войти западными дверями, на левой стороне находится гроб Иосифа-обручника, мужа Марии. Тут его Христос Сам, Своими пречистыми руками похоронил. Исходит из стены около гроба вода святая белая, и берут ее на исцеление больных.
В этой пещере, близ западных дверей, есть место, где сидела Богородица и сучила кокнит, то есть багряницу. Сюда пришел архангел Гавриил, посланный Богом к девице Марии...
Здесь, где пещера, был дом Иосифа, и все сказанное происходило в этом доме Иосифа, мужа Марии. Над пещерой создана церковь во имя Благовещения. Место это сначала было заброшенным, но католики его обновили и устроили хорошо, здесь находится католический епископ, очень богатый, он владеет этим святым местом.
Здесь угостили нас хорошо и питьем, и едой, и всем возможным. В этом городе мы ночевали. И, хорошо отдохнув, утром встали и пошли в церковь поклониться святому месту».
Во дворе дома, где Господь Иисус Христос провел детство и юность, угадываются фундаменты древней византийской церкви (полукруглая стена на фотографии – часть алтарной апсиды). В центре двора – католический престол. Паломнические группы одна за другой спускаются на площадку двора, чтобы помолиться на своем родном языке. Конфессиональная принадлежность храмов и монастырей здесь вторична; в первую очередь каждый паломник пытается прикоснуться сердцем к Святыне.
Собор окружен широким двором; по периметру двора в галерее размещены мозаичные иконы Божией Матери, пожертвованные католическими общинами разных стран мира. Некоторые изображения весьма необычны и даже экзотичны. Интересно наблюдать, как каждый народ по-своему трансформирует иконографию, стремясь достичь не исторической достоверности, а близости своему национальному религиозному чувству.
Святая Земля. Оглавление:
Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.