В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лук.2:1-7)
Из паломнических впечатлений 2009 года: "Согласно игумену Даниилу, «Вифлеем на юг от Иерусалима, более шести верст идти по полю». В наши дни передвижение затруднено: Вифлеем находится на территории Палестинской автономии, чтобы попасть туда, нужно пересечь контрольно-пропускной пункт. Израильские экскурсоводы не могут сопровождать группу на территории автономии, им, как и другим израильтянам, запрещено туда приезжать. Исключение сделано только для водителей туристических автобусов.
В Вифлеем мы приехали поздним вечером; из окна гостиницы открывался изумительный вид на город, с башнями колоколен и минаретов. Еще не зная, где именно находится храм Рождества, каким-то внутренним чувством удалось определить его среди ночного пейзажа, как потом оказалось, правильно. Утренние молитвы хотелось читать, обратившись лицом не к маленькой дорожной иконке, а к месту Рождения Спасителя…"
Вифлеем ночью
Вифлеем перед рассветом
Утро в Вифлееме
В XII веке паломникам показывали место, «где Богородица слезла с осла, почувствовала, что наступила пора рождения. Тут находится большой камень, и на этом камне прилегла Богородица, когда она сошла с осла. Затем она встала с камня, пошла пешком до пещеры и тут родила Христа, в этой пещере. От камня до места рождения Христа добрый стрелец может стрелой дострелить».
Площадь перед входом в базилику Рождества Христова
Площадь имеет вид совершенно невзрачный, и трудно догадаться, что именно здесь находится главный православный храм Вифлеема.
Место Рождества Христова с давних пор освящено храмом. Эта базилика, возведенная в IV веке равноапостольной царицей Еленой, в отличие от большинства палестинских храмов, ни разу не была разрушена, и не случайно. В 614 году нашествие персов опустошило Святую Землю. Персы не щадили ни одного христианского сооружения; и храм Рождества постигла бы та же участь, если бы не фреска, украшавшая фасад здания. Увидев на ней трех волхвов в персидских одеждах, пришедших на поклонение Божественному Младенцу, персы не посмели разрушить базилику, почитая ее отныне и своей святыней. Мусульмане тоже не тронули храм Рождества Христова, в силу того, что почитая Иисуса как пророка Ису, они признают Его Рождество (при этом отрицая Крестную Смерть и Воскресение).
И все же неверные не очень-то церемонились с храмом, позволяя себе въезжать внутрь верхом. Это вынудило значительно сузить вход, заложив стрельчатую арку камнями, и оставить лишь низкую калитку – «Врата Смирения». С тех пор войти в храм Рождества Христова возможно лишь с глубоким поклоном.
Врата Смирения. Вход в базилику Рождества Христова
Трудно поверить, что это и есть главный и единственный вход в храм
Колокольня базилики Рождества Христова
Внутри храм представляет собой пятинефную базилику; деревянный настил пола скрывает древнее мозаичное покрытие. В некоторых местах можно увидеть мозаики, покрывавшие когда-то все стены; на столбах сохранились потемневшие от времени росписи.
Центральный неф базилики Рождества Христова в Вифлееме
Древние мозаичные полы
Византийские мозаики на стенах базилики
Древняя каменная купель для крещения
Старинные стасидии в базилике Рождества
Вблизи алтаря на столбе можно видеть Нерукотворный Образ Спасителя, обладающий удивительной особенностью. Находясь в храме, я видела Его глаза закрытыми, а на фотографии они открыты. Признаться, когда посмотрела на фото, мороз прошел по коже.
Нерукотворный Образ Спасителя на колонне
Поблизости от спуска в пещеру Рождества поставлена чудотворная икона Вифлеемской Матери Божией. Большинство знакомых нам икон изображают Пресвятую Деву сосредоточенной, погруженной в молитву, тревожащейся о том, что ждет Ее Сына или печалящейся о всех нас, с молитвой припадающих к Ней. Это единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся, ведь именно здесь, в Вифлееме, Она была счастлива.
Икона Вифлеемской Матери Божией
Вифлеемская икона Матери Божией. Слева внизу - мраморные ступени, ведущие в пещеру Рождества
Уже и в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитаема в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира.
«Над пещерой Рождества Христова», продолжает свое описание игумен Даниил, - «построена большая церковь в форме креста, верх стрельчатыми сводами сведен, покрыта церковь оловом, вся расписана мозаикой, имеет восемь круглых мраморных столпов; вымощена плитами белого мрамора; в церкви трое дверей. В длину церковь пятьдесят саженей до великого алтаря, а в ширину двадцать саженей. Пещера и ясли, где родился Христос, находятся под великим алтарем, они устроены красиво. Ступеней семь идут туда, по ним сходят к дверям пещеры святой. Дверей в пещере две. Ко второй двери также семь ступеней. Если восточными дверями войти в пещеру, то на левой стороне есть место внизу, где родился Христос. Над этим местом сделана трапеза, и в этой трапезе исполняют службу».
Ступени, ведущие в пещеру, действительно сделаны красиво. Вполне возможно, что это те самые ступени, по которым спускался игумен Даниил в начале 12 века.
«Трапезой» игумен Даниил называет Престол, находящийся прямо над местом Рождества Христова; чтобы приложиться к Звезде, паломники подлезают под него.
В дневное время, когда храм Рождества посещает множество паломников и просто туристов, Престол огорожен, чтобы никто не касался его.
Сама пещера Рождества длинная, узкая и темная. Стены ее черны после одного из пожаров, и частично завешены почерневшими от времени гобеленами.
Вифлеемская Звезда, которая отмечает место Рождества Спасителя, многим из нас знакома по телевизионным трансляциям со Святой Земли, например в Великую Субботу. Она имеет 14 лучей, и это число, конечно, не случайно. В родословии Иисуса Христа, которым начинается Евангелие от Матфея, говорится: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17)
Ежедневно в 6 часов утра в пещере Рождества Христова совершают Божественную Литургию православные греки и арабы; служба идет на двух языках одновременно. В 7.30 православные уступают место католикам; после них совершают службу армяне.
В 2009 году нам довелось помолиться в этом необычайном месте. Прихожан было очень мало, кроме восьми человек из нашей русской группы, всего два или три человека. К большому сожалению, не удалось причаститься: в четверг Великим Постом Литургии не положено.
А в 2016 году, в праздник 1 и 2 Обретения главы Иоанна Предтечи, мы сподобились, к великой нашей радости, молиться на Литургии и причаститься в пещере Рождества Христова.
Продолжая рассказ о пещере Рождества, Игумен Даниил упоминает «под каменной скалой - ясли, в которые положили Христа после рождения, завернутого в рубище. Все претерпел ради нашего спасения. Ясли стоят близко от места рождения в трех саженях, в одной пещере, расписанной мозаикой и красиво вымощенной мраморными плитами. Под церковью выдолблены ниши, где лежат мощи святых». Это место, где стояли ясли, и сейчас находится справа от Звезды, чуть ниже уровня пола пещеры.
Иконостас базилики Рождества Христова
Храм принадлежит Иерусалимскому патриархату, но многие украшения, например, роскошные серебряные паникадила - русского происхождения. Это пожертвования Российского императорского дома.
Над Царскими Вратами помещена Вифлеемская звезда, тоже о 14 лучах.
Слева от православного алтаря есть еще два - армянский и коптский.
Армянский престол. Справа видна арка двери, ведущей в Пещеру Рождества.
Коптский престол в храме Рождества Христова
С северной стороны к базилике Рождества пристроен католический собор св. вкм. Екатерины. Скульптурное изображение Младенца из этого собора в праздник католического Рождества торжественно переносится в пещеру и полагается в ясли; накануне православного Рождества его переносят обратно в собор.
Из католического собора можно спуститься в западную часть пещеры Рождества, отделенную от восточной перегородкой. Раньше здесь был естественный вход в пещеру; позднее в ней поселился блаженный Иероним Стридонский, просветитель Вифлеема, автор перевода Библии на народную латынь под названием "Вульгата". Тут находится келия святого подвижника, здесь же он был погребен.
Некоторые изображения в пещере св. Иеронима сделаны явно еще до разделения церквей, т.к. содержат раннехристианскую символику.
Вблизи базилики Рождества Христова находится еще одна пещера; ее устройство дает представление о строении и внешнем виде первохристианских катакомбных храмов. Здесь покоились мощи святых мучеников, младенцев, убиенных Иродом в Вифлееме.
Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. (Матф.2:16-18)
Согласно греческой традиции, принятой на Руси, в Вифлееме было убито 14 тысяч младенцев. В Антиохийской Православной Церкви поминают 64000 убиенных младенцев-мучеников. Есть мнение, что так много младенцев в небольшом городке в те времена быть не могло, и число 14 тысяч - условное, означающее множество (как помним, священное число 14 встречается всвязи с Рождеством Христовым неоднократно). По сведениям игумена Даниила, мощи святых младенцев были перенесены в Константинополь.
Современная икона изображает бегство в Египет и избиение младенцев в Вифлееме.
Святая Земля. Оглавление:
Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.