Привычка некоторых детей вымогать подарки способна отравить жизнь их родителям. С таким ребенком опасно заходить в любой магазин – даже в галантерейном отделе он найдет то, что ему, оказывается, давно и страстно хотелось иметь, и заставит мать сделать ненужную покупку. Вымогательство такого рода – враг семейного бюджета и источник скандалов на людях (кто из нас не был свидетелем подобных сценок?). Можно ли отучить ребенка от этой нехорошей привычки? Как и любую другую, ее легче предупредить. Если не подумали об этом заранее – не дать укорениться. Прошляпили и тут нужный момент – придется приложить немалые усилия, но иного выхода нет.
С раннего возраста ребенок должен знать, что подарки делаются ПО СЛУЧАЮ. Например, по случаю дня рождения, именин, праздников, успешного окончания четверти, спортивной победы и т. д. То есть для подарка нужен повод. (Разумеется, повод можно найти каждый день, но тогда – будут ли в нашей жизни праздники?) Как бы ни было туго с финансами, ни день рождения, ни елку отменить нельзя, поэтому стоит заранее откладывать деньги с этой целью. Ребенок должен быть уверен, что без подарка родители в праздник его не оставят. (Это ведь не просто кулек сладостей, машинка или кукла, это знак – "дома все хорошо, меня любят".) Кроме подарков существуют гостинцы. Хорошо, если у вас в семье принято с зарплаты покупать что-нибудь вкусненькое, чего не едят каждый день. Также полезно, когда дети знают, что без гостинцев папа из командировки не возвращается или у бабушки не заведено приходить в гости с пустыми руками (кстати, к бабушке тоже). Таким образом, все вышеназванные события прочно связываются в сознании ребенка с понятием "повод". При этом очень важно соизмерять повод и "размер" подарка или количество гостинцев, чтобы не провоцировать у чада появление непомерных аппетитов.
Как правило, у маленького вымогателя сильно развито чувство зависти, и каждый раз он просит вас купить ему новую игрушку, увиденную им у других детей. Здесь могут помочь несколько правил.
Ребенок должен знать, что вы в принципе намерены ему покупать что-то. Для этого назначьте определенный день, например последнее воскресенье месяца, когда вы будете вместе отправляться в магазин игрушек с целью сделать покупку. Непременно назовите повод – допустим, за хорошее поведение в течение месяца. То есть это уже не подарок и не гостинец, а поощрение. Лишить ребенка этого поощрения можно только в случае серьезного проступка. Иначе будет просто нечестно. Пресекайте попытки затеять разговор о покупках среди месяца – вы же договорились?
Подарите ребенку копилку и предложите собирать деньги на покупку. Попросите бабушек-дедушек какое-то время вместо гостинцев приносить мелкие деньги.
Скажите ребенку, что денег на игрушки и сладости сейчас нет, а те, что у вас в кошельке или на карточке, это ДРУГИЕ деньги – на продукты, заплатить за квартиру, воду, свет, ему на ботинки, папе на свитер, маме на сапоги. Говорите спокойным тоном, не оправдываясь, а поясняя. Так он узнает, что деньги в семье распределяются и не он один претендует на ограниченную сумму.
Определите, к какой категории вымогателей относится ваш ребенок. Есть дети, которым лишь бы купили, неважно что – хоть бублик, хоть календарик. Для них выйти из дома и по дороге не купить ничего из того, что попадется на глаза, – просто невыносимо. Получив отказ, они начинают рыдать, работая на публику. Брать с собой в магазин таких детей – значит каждый раз рисковать оказаться в центре внимания. Вторая категория – дети, которые требуют купить им определенную вещь, увиденную у других или приглянувшуюся в магазине. Они методично, целенаправленно доводят родителей до невменяемого состояния своим нытьем, злобным молчаньем, перемежаемым унизительными просьбами, так что в конце концов добиваются своего.
Первая категория – это обычно дети, у которых недостаточно развито воображение. Они не умеют "играться в игрушки", использовать один и тот же предмет в разных ролях. Поэтому их радует не сама вещь, а факт ее покупки. При этом удовольствие длится недолго, дальше они не знают, что с ней делать и – вполне логично – жаждут, чтобы им купили что-то новое. Это процесс бесконечный.
Попробуйте научить такого ребенка игре с обычными предметами и теми игрушками, которые у него уже есть. Если вы сами не оладаете развитым воображением или уже забыли, как это делается, пригласите в гости кого-нибудь из знакомых детей, кто умеет это делать. Во-первых, ваши игрушки для гостя будут новыми, а значит, приобретут вторую жизнь и станут привлекательнее в глазах их маленького хозяина. Во-вторых, ваш ребенок постепенно будет вовлечен в процесс игры. Примите и вы в нем участие, подскажите, например, как устроить "озеро" (налить воду в глубокую тарелку), "каток" (заморозить воду, поставив тарелку в морозилку), построить ковер-самолет (ковром застелить стол). Обязательно приготовьте для детей какое-нибудь угощение, можно сделать это частью игры. Кроме того, дети могут приносить свои игрушки, а ваш малыш, отправляясь в гости, брать свои. Вывод: не обязательно покупать все время новое, достаточно просто играть всем вместе.
Вторая категория – как правило, дети, которых волнует, как они выглядят в глазах окружающих. Требуя от родителей купить им какую-то игрушку или вещь, они преследуют цель не отстать от других или даже выделиться из общей массы. Это стремление родителям важно перевести в иную плоскость. Например, займите ребенка тем, к чему у него есть склонность и в чем он может проявить себя с лучшей стороны, добиться успеха. Это могут быть занятия спортом ли выпечка пирожных – не важно, лишь бы приносило удовлетворение самому ребенку, позволяло ему гордиться собой.