В нашей стране исторически сложилась странная ситуация: мы не уважаем чужую собственность, но за свою готовы застрелить из берданки. Мы не понимаем, что никакая собственность не стоит человеческой жизни. Но чтобы не пришлось так дорого платить, давайте воспитывать в детях уважение к частной собственности (кстати, это вполне в духе времени).

Omnia mea mecum porto (все мое ношу с собой)


Группа наших детей из школы с углубленным изучением французского языка поехала в небольшой городок во Франции. Три недели они учились во французской школе. Там принято оставлять ранцы и сумки во дворе перед входом в школу и брать с собой только то, что понадобится на один урок. И ни у кого никогда ничего не пропадает. Если начинается дождь, ребят отпускают с урока, чтобы они занесли сумки в вестибюль. "Вы тоже оставляли свои сумки во дворе?" – спросила мама одну из наших школьниц, когда дети вернулись домой. "Ага, еще чего! Чтобы спёрли?" – ответила девочка. Наши детки, наученные горьким опытом, целый день таскали свои тяжеленные сумки, полные книг, из класса в класс.

Почему в наших школах дети воруют друг у друга? Почему пропадают вещи в садиках (воспитатели даже предупреждают, чтобы не надевали ребенку дорогую одежку и не давали с собой игрушек, если не хотите, чтобы они пропали). Неужели вороватость у нас в крови? И можно ли уберечь своего ребенка от этой постыдной наклонности?

Болезнь или плохая наследственность


Некоторые воры – пациенты психиатра. Это отдельная тема. Бывает и биологически обусловленная тяга к воровству. Широко известен случай из медицинской практики, когда одинокая и уже немолодая женщина родила сына от случайного знакомого, с которым рассталась задолго до рождения сына и больше не виделась. С раннего возраста этот ребенок начал воровать, причем делал это сознательно и весьма изобретательно. Когда мальчику было уже 13 лет, его мама неожиданно получила письмо от бывшего возлюбленного. В письме мужчина признавался, что бросил ее из-за свой необычной "профессии": он – вор, причем "потомственный", ворами были и его отец, и дед. Получается, что тяга к воровству была у мальчика в крови, ведь отец даже не знал о его существовании и не мог влиять на сына.

Но мы не будем говорить сегодня о случаях, когда ребенку нужна квалифицированная помощь детского психолога или даже психиатра, чтобы он перестал воровать. Поговорим о малышах, которые еще сидят в песочнице.

Дурная привычка


Как и многие дурные привычки, привычка воровать часто формируется в самом нежном возрасте. Многие дети отбирают у своих сверстников игрушки или присваивают забытые в песочнице пластмассовые ведерки и совочки. Незрелость сознания позволяет воровать без угрызений совести – ничто внутри ребенка этому не противится. Возможно, ему никто и не говорил, что ВЗЯТЬ НЕ СВОЕ означает украсть, а этого делать нельзя.

Вы скажете, что двухлетний малыш, схвативший чужую машинку и не желающий отдавать ее законному владельцу, не вор? Конечно, нет, это всем понятно.
Ну а пятилетний ребенок, спрятавший в кулаке оброненную товарищем пластмассовую фигурку воина? Тоже нет – скажет большинство взрослых.

А десятилетняя девочка, стащившая у подружки нарядный кошелек с пакетиком жвачки внутри? Или двенадцатилетняя, положившая в карман забытую кем-то на парте мелкую купюру, заявив, что это ее?

Как видим, тонка грань, отделяющая недомыслие от умысла. Поэтому привычку тянуть чужое у ребенка надо искоренять так же, как детскую привычку совать в нос указательный пальчик. Просто скажите, что так делать некрасиво, стыдно. Ни в коем случае не стоит запугивать, обвинять, но и оставлять без внимания нельзя.

Не хватай, спроси разрешения


Выражения: "Можно поиграть твоей машинкой (куклой, мячиком)?" сейчас очень редко звучат из детских уст (родители не учат?). А ведь это самый простой путь получить желаемое. Не забудьте сказать своему ребенку, когда ему будет года два-три, что брать чужое без спросу – нельзя. Хочешь поиграть с игрушкой мальчика, спроси разрешения. И еще очень важный момент: объясните ребенку, что если хозяин вещи отвечает "нет", придется с этим смириться. Можно еще попытаться предложить бартер: "А я тебе дам поиграть свою машинку ". Это срабатывает во многих случаях. Но если "нет", то уж "нет". Например, вы гуляете в парке с сыном. Подходит чужой мальчик и спрашивает у вас: "А можно на вашем велосипеде прокатиться?" Не спешите отвечать "бери" или "нельзя". Скажите ему: "Спрашивай у этого мальчика, это его велосипед". Во-первых, ваш малыш усвоит, что разрешения надо спрашивать у хозяина вещи (хозяин велосипеда – он). А во-вторых, если он ответит "Нет", вы не должны менять его решения. Так ваш ребенок поймет, что без разрешения никто не сможет пользоваться чужой вещью.

Конечно, к таким ситуациям ребенка надо подготовить заранее. Пока это ваше решение, а не его собственное, поэтому здесь возможны три сценария:

1. Вы учите ребенка тому, что надо делиться: ты будешь давать свои вещи – и тебе дадут.
2. Вы учите ребенка, что надо всегда получать что-то взамен. Значит, он может спросить: "А ты мне что дашь?".
3. Вы учите ребенка не раздавать свое добро (причина – вы по натуре жадина; опасаетесь, что игрушку сломают, потеряют; боитесь инфекции или другое). Тогда ребенок может повторить заученную фразу: "Мне мама не разрешает давать другим свои вещи".

Нельзя – и все


Ваш ребенок нашел в песочнице и хочет забрать с собой яркий совок. Скажите ему, что если рядом играют дети – надо спросить: "Эй, кто потерял совок?" Если никого из детей рядом нет, все равно не разрешайте забрать чужую игрушку. Просто скажите: "Чужие вещи брать нельзя". Если ребенок настаивает, объясните ему, что у каждой вещи есть хозяин. Наверное, какой-то малыш потерял этот совок, расстроился и придет сюда завтра его искать. Давай положим в уголок песочницы и слегка присыплем песком – он придет, найдет свой совок и очень обрадуется. Формируйте с раннего возраста внутренний запрет: "Я чужого не беру!" Знаете, есть взрослые люди, которые охотно пользуются забытыми ручками, перчатками и т. п., а есть и такие, кто не любит пользоваться чужими вещами, им это просто физически неприятно. Если вы замечаете в ребенке тягу к чужим вещам, попробуйте сказать с долей брезгливости: "Фу! Не бери, это чужое".

А мы сами?


Подумайте, может, вы сами подаете ребенку плохой пример или даже поощряете, закрыв глаза на его проступок?

Например, дети отбирают у других малышей игрушки и приносят их домой. Родители часто довольствуются объяснением "нашел", "нашла" или вообще не интересуются, откуда у их чада чужая вещь.

Или вот такая ситуация. Вы в субботу на дачном участке. На соседнем участке растут кусты смородины. Соседей нет. Ягоды уже спелые. Вы берете ведро, перешагиваете через межу, садитесь под куст и спокойно собираете ягоды. Чего добру пропадать? А вдруг соседи и завтра не приедут? Ваши дети вам помогают или просто смотрят на вас.

Кто-то возразит: "Неужели будет лучше, если ягоды просто сгниют?" Тогда представим себе другую ситуацию. Вы в обеденный перерыв купили себе мороженое, вернулись в офис, только собрались полакомиться, а тут вас шеф вызывает: "Зайди на минутку". Мороженое вы оставили на столе. Прошло 5 минут, вы не возвращаетесь. В это время к вам в комнату заходит сотрудница из соседнего отдела, видит у вас на столе тающее мороженое и съедает его. При этом деньги за мороженое она вам не отдает, объясняя это тем, что все равно бы оно растаяло, превратившись в липкую лужицу, и вам бы пришлось еще и стол мыть.
Ничего страшного, пустяки? Тогда давайте будем поступать так всегда. Например, у вас на лестничной площадке пылится велосипед, на котором давно никто не ездит. Соседка правильно поступила, когда без спросу забрала его и отвезла в деревню своим племянникам. Чего добру пропадать? А еще у вас в шкафу висят наряды, которые вы не носите. После ухода подруги, которая была у вас в гостях, вы обнаружили, что она прихватила для себя одну кофточку. Или в вашей гостиной "для интерьера" стоит дорогое пианино, на котором никто не играет. Или… Да мало ли вещей, которыми вы никогда не пользуетесь, но это же не причина лишать вас вашего имущества?

Как можно было поступить со смородиной, чтобы подать детям хороший пример (выбирайте что вам больше по душе):
а) не переступать межу,
б) собрать для себя и предложить соседке деньги за ягоды,
в) собрать для соседки и оставить в тенечке, чтобы ягоды не пропали. Может, в следующий раз и она вас выручит.

Случай из жизни. В прошлом году я на вещевом рынке купила сыну куртку, которая была слегка разорвана на рукаве. Продавец отдавал добротную вещь гораздо дешевле ее цены, а дефект я скрыла, нашив на рукав аппликацию из кожи. Ребенок поносил куртку три дня, после чего ее украли из школьной раздевалки. Сын прибежал домой раздетый, а на следующий день пошел в школу в старой короткой курточке. Купить сразу новую денег не было. Спустя неделю он увидел свою пропавшую куртку на девочке из младшего класса, подошел к ней и сказал, что куртка его. Девочка заявила, что курточку они с мамой купили на вещевом рынке несколько дней назад. Тогда я пошла в школу, на перемене мы с сыном зашли в класс, где училась эта девочка, я объяснила все учительнице и попросила девочку дать свой домашний телефон, чтобы поговорить с ее мамой. "Я уже рассказала маме о том, что мы купили куртку, которую украли у мальчика из нашей школы, и мама сказала, чтобы я отдала куртку", – заявила девочка. На мое возражение, что ведь они заплатили за куртку деньги, поэтому лучше пойти на рынок вместе и попытаться найти продавца, девочка ответила: "Мама сказала, ничего не надо". Учительница, которая присутствовала при разговоре, удивилась, как и я, и дала мне домашний номер телефона этой девочки. Состоялся малоприятный разговор. Мама Насти сначала отнекивалась, не желая признать, что дочь украла куртку из школьной раздевалки и носила ее несколько дней, а она не возражала, потом сказала: "Вам отдали куртку, что вам еще надо? Оставьте моего ребенка в покое!" Я спросила: "Вы понимаете, что совершили преступление, когда не наказали дочку за воровство, а разрешили ей носить куртку?" Она молча повесила трубку.

А может, ему внимания не хватает?


Часто детское воровство является протестом. Воруют дети, которым не хватает родительского тепла, и они хотят таким образом привлечь ваше внимание. Поэтому даже если вашего ребенка поймали за руку, не спешите считать его воришкой. Попытайтесь выяснить причину такого поведения. Возможно, имущественная выгода этого постыдного занятия интересует ребенка меньше всего. Это его протест против вашей вечной занятости.

Кроме того, некоторые родители принципиально не дают детям ни копейки карманных денег. Но как должен чувствовать себя подросток, когда приятели на его глазах покупают жвачку или мороженое, а он делает вид, будто ему не хочется? Иногда такая "принципиальность" родителей становится причиной домашнего воровства, которое постепенно входит в привычку (сын или дочь берут потихоньку деньги из кошелька родителей).

Причины детского воровства – разные. И совсем не обязательно, что из воришки вырастет вор. Но пока ребенок растет, задача родителей – избавить его от этой дурной привычки. Мы ведь хотим жить в обществе, где уважают нашу собственность?