Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеюсь, пригодятся родителям и другим педагогам.

Персонажи и образы наших пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик  нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети  с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других -  ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Некоторые игры, в которых пальчики называются по-очереди, или действуют поочерёдно напоминают маленькие сказочки , например: "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб", и выполнить их сами могут только дети 4-5 лет, а более маленьким их должны показывать взрослые.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе  или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Паучок

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают на голове.

Пчелки

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "елке".

Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в дом постучать,

Дети заглядывают в "улей".

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.

Я стучу, стучу по елке,

Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки.

Где же, Где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:

Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчелки летают)

Раз два, три, четыре, пять!

Червячки

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе.

Раз, два, три ,четыре, пять,

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.

Идут по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз.

Головой она кивает,

Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Каркает:"Вот и обед!"

Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

Глядь - а червячков уж нет!

Пять утят

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперед,
На берегу их мама ждет,

"Кивают" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывет вперед,
На берегу его мама ждет,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Ветер

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь неподнимать локти.

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.

А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Деми "машут"ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.

Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой...

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой...

Рыбки

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.

Лежало большое бревно на песке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими "ныряющее" движение.

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

Быстро качают ладонями (дрожь).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

Плывите скорей, чтобы не проглотил!"

Улитка

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

В домике она сидит,

"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.

Рожки высунув, молчит.

Ползет вперед по столу.

Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.

"Улитка" заползает на "цветочек". "Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).

На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.

Рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак).

Рожки в голову втянула,

"Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне".

В домик спряталась, заснула.

Часы

Дети сидят на полу (на коленях). "Бегут" пальчиками от пола до макушки.

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.

Один хлопок над головой.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

Руки скатываются на пол.

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.

Два хлопка.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз...

Перчатка

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.

Веселая мышка перчатку нашла,

Ладони смыкаются "ковшом"

Гнездо в ней устроив,

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест).

мышат позвала.

Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.

Им корочку хлеба дала покусать,

Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

Погладила/отшлепала всех

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).

и отправила спать.

На слово "отшлепала" - стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.

Котята

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачивают руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Постукивают соответствующими пальцами друг об друга (от большого к мизинцу).

Два толстых, два ловких, два длинных,
два хитрых,
Два маленьких самых
и самых красивых.

Два козлика

На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

Держа кисти горизонтально, сближать руки.

А навстречу шел другой,
Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.

На слово "бух" - хлопок в ладоши. Уронить руки на колени.

Вот с разбега лбами - бух!
И с моста в водичку - плюх!

Зайцы

Руки положить на стол или колени, пальцы расслабить. В соответствии с текстом приподнимать поочерёдно пару одноименных пальцев,начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьем"
Двое закричали:
"Давайте убежим!".
Двое прошептали
"Давайте помолчим!".
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!"
А двое вдруг спросили:

Хлопнуть в ладоши.

"Он может сделать "Бах"?"
"Бах" - выстрелил охотник,
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев

Пробежать пальчиками по столу или коленям.

Пустились наутек.

Двое толстых поросят

Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.

Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.

Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.

Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда - сюда:
"Где же вкусная еда?"

Стучать большими пальцами по ладошкам.

Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,

Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.

Вдруг открылась эта дверь:
"Можно выбежать теперь!"

Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.

Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
"Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!"

Два рыжих

Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.

Два рыжих таракана
пришли ко мне домой (2 р.)

Кулаки прижаты друг к другу, сгибают - разгибают пальцы.

Уселись тараканы,
уселись тараканы
на полочке одной.

Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.

Четыре таракана
попили киселя (2 р.)

Выполняют движение "фонарики".

Весь вечер баловались,
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.

Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).

И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.

Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.

Там восемь тараканов,
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.

Все пальцы выпрямлены, выполняют движение "фонарики".

Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.)

Сжимают - разжимают кулачки.

Плясали дружно десять,
плясали дружно десять
на кухне целый час.

Пальцы сомкнуты "ковошом", лежат на столе.

Поспать они решили,

Перебирают пальцами по столу

но мимо мышь прошла (2 раза)

Пальцы рук расслаблены, "метут" ими по столу.

И хвостиком всех сразу,
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.

У жирафов

Хлопают по всему телу ладонями.

У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде. (2 раза)

Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.

Щипают себя, как бы собирая складки.

У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.

У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Проводят ребрами ладони по телу.

А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Поросята

Дети по очереди "идут" по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы

Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,

Безымянные

Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.

Фонарики"

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю

Сжимают и разжимают кулачки

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.

Средние пальцы

Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,

Указательные пальцы

Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля ...

Большие пальцы

Этот толстый поросёнок
- лежебока и нахал,

Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.

Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.